Нирвана в "супнице"
Большой зал им. Евгения Светланова Дома музыки на Красных Холмах идеально подходит для изучения буддизма и тибетских искусств: принцип ненасилия, проповедуемый этим учением, сама монструозная "супница" из стекла и металла отрицает напрочь. Мало того, что с акустикой проблемы, так еще и сесть толком невозможно - ноги категорически отказываются помещаться под кресло. Проявив смиренность перед неудобствами, которые по сравнению с мучениями угнетенного народа Тибета, конечно, выглядят жалкими, публика заполнила зал до отказа: в Москве немало как подлинных последователей Далай-ламы, так и просто людей, интересующихся разнообразной экзотикой. Утолить духовный голод и тех, и других и ставил своей задачей "Тибетский дом в Москве", организовавший фестиваль. Привлекать внимание к проблеме Тибета подрядили мощных символов современной западной масс-культуры: помимо Ричарда Гира с его фотовпечатлениями о паломничестве в Гималаи, а заодно и распродажей работ актера на аукционе, в Москве побывал папа Умы Турман - профессор Колумбийского университета Роберт Ф. Турман с лекцией "Буддизм и тибетская цивилизация". В Москву съехалось немалое число буддистов с Востока: в Галерее искусств Церетели они строили песочные мандалы, проводили ежеутренние и ежевечерние ритуалы-медитации с ламами из монастыря Гьюдмеда, показывали видеолекции Его Святейшества Далай-ламы и причудливые скульптуры из масла.
Столь масштабный размах фестиваля понятен: в России существуют три республики (Калмыкия, Тува и Бурятия), исповедующие именно тибетскую форму буддизма, а число людей, буддизм исповедующих, (примерно) больше двух миллионов человек. Попутно выяснилось, кто из российских мастеров искусств хотел бы оказаться в нирване и как следует просветлиться: в попечительский совет фестиваля, возглавленный президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым, вошли Зураб Церетели, Анатолий Васильев и Наталья Андрейченко.
Но светская сторона всеобщего внезапного умопомешательства на тибетской экзотике отступила на второй план, когда на сцену Дома музыки вышли монахи тантрического монастыря Гьюдмед. Сообщив, что целью их молитвы-медитации является поиск в своей душе источника ненависти и нетерпимости, и призвав зрителей к тому же, они принялись извлекать из нутра вибрирующие обертональные звуки, изредка позвякивая медными тарелочками и ударяя в барабаны. Спустя минут десять зал словно задышал вместе с ними - вникая в животный почти звук, растворяясь в нем. Свет начал меркнуть, и в какой-то миг весь зал погрузился в полную тьму. Монахи молчали, зал замер. И тут, как обычно в таких ситуациях, западная высокотехнологичность напрочь разрушила все старания восточных мудрецов: нагло и бодро у кого-то зазвонил мобильный телефон. Тут мне стало все понятно про истоки ненависти в собственной душе. Честно: хотелось удавить тупого любителя мобильной связи. Но отвлекли дальнейшие события на сцене, украшенной скромным по размерам портретом Далай-ламы и тибетскими флагами: к публике вышли танцоры труппы "Гангджонг Догар" в совершенно диковинных костюмах, вслед за ними появился один из лучших голосов Тибета - Лотен Намлинг. Но самые эффектные и яркие номера были во втором отделении: на сцене танцевали яки, охотники в масках, а под занавес в зал ринулся Снежный лев, которого едва не затискали дети.