Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин заверил в возвращении мира в Донбасс
Армия
В Минобороны сообщили о подготовке морпехов к форсированию Днепра
Происшествия
Пять сел в Белгородской области остались без света после обстрела ВСУ
Общество
Жители Петербурга продолжают нести цветы на место падения автобуса в реку
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-Б» уничтожили опорные пункты и живую силу ВСУ
Мир
В МИД РФ заявили о защите проживающих в Прибалтике соотечественников
Наука и техника
Маск указал на рост нагрузки на спутники Starlink из-за магнитной бури
Мир
Эмир Кувейта распустил парламент и приостановил ряд положений конституции
Политика
Путин утвердил структуру нового правительства России
Мир
Главы МИД Армении и Азербайджана договорились в Алма-Ате продолжить переговоры
Мир
Более 300 человек погибли в результате наводнения в Афганистане
Мир
В Израиле сообщили об эвакуации 300 тыс. палестинцев из Рафаха
Общество
Бастрыкин поручил комплексно изучить причины инцидента с автобусом в Петербурге
Политика
В новом правительстве России сохранили 21 министерство
Общество
Жительница указала на игнорирование жалоб по состоянию аварийного дома в Коми
Культура
EBU подтвердил отстранение участника из Нидерландов от финала «Евровидения»
Происшествия
ВСУ обстреляли Ленинский район Донецка

Наш город - съемочная площадка. Наша жизнь - сценарная заявка

Родиной современного российского сериала кинокритики уверенно называют Петербург. Если отвлечься от знаменитых советских лент "Семнадцать мгновений весны" и "Место встречи изменить нельзя", то после непонятного перестроечного и постперестроечного безвременья, когда артисты и режиссеры уходили торговать на базар поделками собственного производства, оживление и полная реанимация жанра произошла в 1997 году. Тогда на экран вышли "Улицы разбитых фонарей" ("Менты")
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Родиной современного российского сериала кинокритики уверенно называют Петербург. Если отвлечься от знаменитых советских лент "Семнадцать мгновений весны" и "Место встречи изменить нельзя", то после непонятного перестроечного и постперестроечного безвременья, когда артисты и режиссеры  уходили торговать на базар поделками собственного производства, оживление и полная реанимация жанра произошла в 1997 году. Тогда на экран вышли "Улицы разбитых фонарей" ("Менты"). <?xml:namespace prefix = o />

Хорошо помню, как глупо смотрелись герои нашего времени в первых сериях, как постепенно сериал набирал силу, актеры - мастерство и амбиции народных любимцев, что привело впоследствии к многочисленным товарно-денежным разборкам и клонам "Ментов" на разных каналах. Начало производства сериалов криминально-детективной тематики совпало с громкими убийствами в Петербурге. Почти одновременно несколько вице-губернаторов города оказались под следствием. Все эти примечательные события и принесли городу печальную славу криминальной столицы.

Потом в Петербурге стали снимать "Охоту на Золушку" и "Тайны следствия". Мыльные оперы из нашей жизни изредка оживлялись классикой - хотя серьезные проекты все-таки снимались уже серьезными телеканалами, которые сами выбирали режиссеров и актеров (как было с "Идиотом"), и с "Мастером и Маргаритой"). С другой стороны, прошедший сезон был ознаменован созданием настоящего монстра, производящего мыльные оперы по заказу канала СТС - компании АМЕДИА, впервые воплотившей мыльную оперу ("Бедная Настя") с помощью голливудской компании.

 И все же многие сериалы по-прежнему делают отдельные телекомпании и студии, такие, как питерские "Новый русский сериал", "Панорама" и другие. Их гораздо меньше, чем в столице, но изготовленная ими продукция по-прежнему широко представлена на телеканалах. 

ДЕНЬГИ

Студии активно пользовались тем, что деньги, вложенные в кино, облагались льготным налогом (сейчас ситуация изменилась не в лучшую для кино сторону). Еще пару лет назад представители НТВ сообщали, что в среднем выделяли на производство одной серии 50 - 60 тысяч долларов. Сейчас, по свидетельству питерских  деятелей, эта цифра увеличилась до 70 тысяч долларов. Случается, что деньги изыскиваются в разных местах - скажем, сериал "Каменская" на 50% финансировался издательством "Эксмо". Канал, снимающий сериал на свои деньги, конечно, пытается экономить, и тогда московские звезды, избалованные астрономическими гонорарами, заменяются менее звездными лицами - так было, например, с "Мастером и Маргаритой", где режиссер и продюсер отказались от звезд первой величины. В Петербурге студия "Панорама", занявшаяся производством сериалов на заказ в 1998-м, и хотела бы быть независимой, получая банковские кредиты на производство, однако  такой практики в России пока нет. В роли инвесторов выступают крупные телекомпании, которые и становятся владельцами всех прав на продукт. Бизнес этот весьма доходный: 3 - 4 показа по телевидению практически возвращают затраченную сумму, а дальше - чистая прибыль. Есть и еще один источник дохода - сериалы продаются за рубеж. Еще не так активно, как американские "Секс в большом городе" и "Скорая помощь", но уже довольно успешно. Вот несколько серий "Каменской" продано, и, конечно, хорошо продается классика.

Вложенные средства определяют и качество сериала. Хотя, по мнению многих, цифровые технологии и дорогие спецэффекты, которые кто-то может использовать, а кто-то еще нет, - погоды не делают. Главное - талантливо рассказанная и сыгранная история. Конечно, американские сериалы снимаются в  основном в павильоне, а наши - на натуре, в реальных интерьерах, и, говорят, это хуже. Продюсерам виднее.

СЦЕНАРИИ

Чем отличается "мыльная опера" от "сериала"? Генеральный директор компании "Панорама" Ада Ставиская говорит, что "мыльная опера" - это цепь новелл, хотя и в "опере" может присутствовать сквозной сюжет. "Это разный творческий подход, скорее иллюстрации к истории. Отсутствует объем. В сериале больше подробностей, другие способы изложения". Впрочем, жанры смыкаются и все на самом деле зависит от качества "мыла", как бы мы его ни называли.

Сценаристов достаточно высокого уровня, которые бы писали подобную продукцию, пока немного. Это хорошо видно в сравнении: возьмите, скажем, диалоги из "Секса в большом городе" и сравните их, например, с каким-нибудь "Салоном красоты". Конечно, начало сценарной работе в России положили писатели детективщики, на основе их книг (Андрея Кивинова, Андрея Константинова и других) начали работать разные сценаристы, выпекающие совершенно разный продукт. И поэтому одна серия от другой может отличаться кардинально - качеством текста. Сценаристы - народ творческий, порой их крайне задевает невнимание к их роли в сериале. "А вы видели мои фильмы?" - спрашивал меня один из сценаристов "Ментов" и был возмущен тем фактом, что я  затруднилась назвать именно его серии. Правда, так бывает не всегда. "Панорама" работает с группой молодых сценаристов, но каждый делает свой проект. По мнению Ады Ставиской, "все начинается с поиска адекватного сюжетного материала. Фабула не должна быть слишком сложной, насыщенной и многоходовой. Иногда это история, иногда просто несколько строчек в газете, как было с моей идеей сериала "Тайны следствия". Он снят по роману Елены Топильской, имя которой продюсеру попалось на страницах "Известий".

У каждого продюсера свой опыт. В "Панораме" сценарист делает разбивку по сериям. Далее пишется поэпизодный план, то есть уже выстраивается драматургия. И затем автор прописывает каждую серию с диалогами. Съемочный процесс начинается, когда готовы первые несколько серий, хотя, конечно, по классическим произведениям сначала пишут сценарий, а уж потом начинают съемки. Над каждым проектом здесь работает один или два сценариста. Последнюю работу студии - сериал "Винтовая лестница", снятый по заказу НТВ, мы скоро увидим на экране. Это детектив в стиле ретро с Инной Чуриковой в главной роли.

АКТЕРЫ И РЕЖИССЕРЫ

Ставка на молодых, никому не известных, дает плоды. Почему "Менты" стали столь популярны? Потому что лица их были абсолютно неизвестны рядовому телезрителю и он  воспринял их как реальных ментов из соседнего отделения (ну, с поправкой на сказочность всех этих историй). Кочующие из сериала в сериал лица - это желание подстраховаться, ну кто же  пропустит Александра Абдулова в новой роли? Однако тактика эта не всегда срабатывает, и питерские продюсеры предпочитают работать с начинающими и делать из них звезд. Так случилось с Анной Ковальчук, которая пришла на студию молоденькой девочкой, рожала в сериале и в жизни на глазах у изумленных телезрителей, а теперь она - уже Маргарита в сериале Бортко. Тактика снимать студентов театральных вузов и других неизвестных артистов, по-видимому, вполне оправданна, когда речь идет о картине из нашей жизни. Кочующие из сериала в сериал накачанные российские Вандамы доверия не вызывают. Если же снимается исторический сериал, тут продюсеры часто выбирают звезд - это придает уже известной истории особую значительность.

Не секрет, что актеры и режиссеры часто воспринимают работу над сериалом как способ подработать и достаточно быстро получить немалые деньги. Съемочный день актера в зависимости от квалификации может стоить от 100 до 5000 долларов. Что же касается режиссеров, то ставки примерно одинаковы: за съемки одной серии режиссер может получить 3000 долларов.

Конечно, не все сериалы отличаются дурным вкусом. Известно, что культовый американский "Твин Пикс" до сих пор изучается киноведами. Что же касается  отечественной продукции, то, по мнению режиссера Марии Соловцовой (она снимает как документальные фильмы, так и сериалы, в том числе и документальные), будущее за "киносериалами" - когда экранная версия превращается в телесериал. "Пока, - говорит Мария Соловцова, - на наших сериалах работают несколько режиссеров и снимать довольно трудно: отсутствует так называемая Библия - досье на всех основных и сквозных персонажей, что осложняет работу очередного режиссера. Пока разберешься… Одному режиссеру и одному сценаристу снять огромный сериал довольно трудно, хотя в этом случае он получается крепче".

РЕЙТИНГИ

Зададимся таким странным на первый взгляд вопросом: а зачем снимаются сериалы? Телеканалам больше нечем радовать зрителя, кроме как этой, не всегда качественной продукцией? Ответом могут послужить скупые строки рейтинга. Например, последняя неделя сентября на телевидении выглядела так: топовая двадцатка кинопрограмм по данным TNS/Gallup Media в Петербурге сплошь состояла из сериалов. В один из четвергов доли телеканалов (количество людей, которые смотрели данный канал в данный момент времени, по отношению к количеству всех, кто смотрел в это время телевизор) распределились таким образом: в 21 - 22 часа доля сериала "Штрафбат" ("Россия") составляла 18,1%, программы "Время" ("Первый канал") - 11,2%, "Сейчас" ("Пятый канал") - 4,6%, "Сегодня в Санкт-Петербурге" ("НТВ - Санкт-Петербург") - 4,4%. Тенденция ясна: ни одна программа не приблизилась к сериалу по доле зрителей.

Социолог Роман Могилевский сообщил, что вскоре Агентство социальной информации  будет проводить опрос по поводу одного из топовых сериалов, и тогда мы узнаем, что думают горожане по поводу этого характерного для нашего общества явления. Но и без опросов ясно, что сериал является сегодня психотерапевтом и врачевателем ран, а также, как считает социолог, "для пожилого населения города он стал средством избежать одиночества и отвлечься от проблем". То есть в каком-то смысле сериал - это Кашпировский в новом формате. И эффект этого повального увлечения пока непредсказуем.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Мария СОЛОВЦОВА, режиссер:

- Нам увлекаться сериалами нельзя. Есть опасность сбить руку, хотя в каком-то смысле работу над сериалом можно рассматривать как полигон.

Ада СТАВИСКАЯ, продюсер:

- У телезрителя должен быть широкий выбор. Что смотреть: "Московскую сагу" или "Идиота". Я не согласна с тем, что сериал - это всего лишь способ отвлечься и снять напряжение. Они все разные. Те, кто смотрят "Штрафбат", вряд ли преследуют эти цели…

Роман МОГИЛЕВСКИЙ, социолог:

- Сериалы будут заполнять эфир, пока не созреет критическая масса тех, кто хочет видеть другое телевидение.
Комментарии
Прямой эфир