"Диверсанты" и "Штрафбат" захватили телеканалы
Сериальную войну в новом сезоне начал канал REN TV, показавший комедию "Солдаты". Судя по рейтингам, телезрители истосковались по армейскому юмору - рейтинги "Солдат" в своей целевой аудитории "от 6 до 54 лет" обогнали даже программы федеральных каналов, идущих в это же время. Доля REN TV увеличивалась с 4-5% до 18-19% - это означает, что каждый пятый зритель смотрел именно этот сериал.
Ответный удар "федералов" последовал мгновенно - уже в начале сентября "Первый канал" показал "Диверсантов", а чуть позже "Россия" поставила в эфир "Штрафбат". По итогам первых двух месяцев сезона эти два сериала оказались самыми рейтинговыми в своем жанре (см. таблицу).
Немало "сериалов в погонах", как их окрестили в околотелевизионной тусовке, не смогли обогнать размноженных "Ментов" или бразильский "Клон", но прошли успешно. "Россия" сезон начала с сериалов "Красная капелла" и "Честь имею!", а продолжила этот марафон "Сарматом". "Первый" сначала решил против детективов и боевиков выставить аналогичную продукцию. Повтор "Участка" был прерван на середине, и вместо него в бой с конкурентами бросили военных подводников из сериала "72 метра". Замена дала результаты - "72 метра" попал в десятку лучших программ по России на неделе с 4 по 10 октября, собрав рейтинг 11,4% и долю 28,5%.
Причин у засилья военных сериалов может быть несколько. Во-первых, война стала новой телевизионной реальностью. До недавнего времени главными героями наших сериалов были милиционеры, агенты нацбезопасности или детективы. Во-вторых, возросшие финансовые возможности каналов - съемки военных баталий в горах обходятся дороже, чем расследования убийств и ограблений на улицах Санкт-Петербурга. В-третьих, успех первых подобных сериалов подтолкнул кинопроизводителей к штамповке военных лент. На сайте "Мосфильма" можно найти десятки военных сериалов, которые только начали снимать по оригинальным сценариям. Этот вал можно объяснить и госзаказом, но руководители каналов вмешательство государства отрицают. В любом случае военные фильмы привлекли к экранам дополнительную мужскую аудиторию, о чем всегда мечтали телевизионщики: и "Диверсанта", и "Штрафбат", и "72 метра" посмотрели больше мужчин, чем женщин.
Заместитель гендиректора «Первого канала» по кинопоказу и кинопроизводству Анатолий Максимов: "Я не вижу ничего странного в том, что государство формулирует определенные общественные потребности"
Известия: Чем вы объясните успех сериалов про военных?
Анатолий Максимов: И «большое» кино, и «малое» всегда тяготеют к немирным профессиям как наиболее зрелищному и фотогеничному времяпрепровождению. Война с точки зрения мирной жизни - наиболее дорогостоящее мероприятие и как практика проведения боевых действий, и как съемки. Был период, когда на фильмы о войне не могли найти денег, да и не существовало общественной потребности. Был гигантский фонд «военных» фильмов с определенным идеологическим прочтением темы. К тому же в начале девяностых годов сама идея войны на западном направлении в принципе воспринималась настороженно - зачем с ними воевать, мы же обниматься собрались... Но после ряда исторических событий последних десятилетий возвращается понимание того, что нам, к сожалению, не все желают добра, - и о военных вспомнили снова. Мы первыми сняли «Спецназ», еще до того, как началась мода на военное кино, и этот мини-сериал дал фантастические цифры рейтинга.
Известия: А может, телеканалам поступил госзаказ на популяризацию силовиков?
Максимов: Могу с уверенностью сказать, что по крайней мере нам госзаказа не давали. Да и некому еще было его формулировать - тот же «Спецназ» мы начинали пять лет назад. Но я и не вижу ничего странного в том, что государство формулирует определенные общественные потребности - так происходит везде, кроме, наверное, США. Там патриотизм - хорошо продающаяся идея и не нуждается ни в каких дополнительных вливаниях, кроме рыночных.
Известия: Но сериалы и без оплаченного госзаказа могут формировать настроение в обществе.
Максимов: Они только и могут, потому что функция ролевого моделирования общества целиком перешла к телевидению. Существует мощнейший психоаналитический драйв отождествления себя с актером - то, как поведет себя в той или иной ситуации герой, станет образцом поведения для людей. Можно ведь и не ждать, пока проснется общественный интерес, его можно сформировать. Самым простым способом - финансированием.
Известия: Государство вкладывало какие-то деньги в военные сериалы «Первого канала»?
Максимов: Мы получили от прежнего Министерства печати 300 тысяч долларов на фильм «72 метра» - это пятая часть бюджета картины. Это остается единственным вложением государства в нашу кино- и теледеятельность. Все остальное на канале делается на доходы от рекламы.
Заместитель директора по кинопроизводству телеканала "Россия" Валерий Тодоровский: "Война будет долго оставаться очень значительной темой"
Известия: Почему производители сериалов заинтересовались войной?
Валерий Тодоровский: Шестидесятилетие Победы - достаточное серьезное событие в нашей стране. Думаю, что оно и явилось провокацией, чтобы вспомнить эту тему. На войне были очень мощные, сильные истории, которые сейчас новое поколение режиссеров может снять, новое поколение актеров сыграть, а новое поколение зрителей увидеть. Война для жителей России будет долго оставаться очень значительной темой - никуда от этого не денешься. Это драматичная тема, про которую можно очень многое сделать, чему я только рад. Мне кажется, в этом году будет немало сильных проектов. Канал "Россия" уже показал "Штрафбат" - это мощное, хорошее кино. Готовим еще картины "Курсанты", "Эшелон".
Известия: Сериал про войну - это всегда высокий бюджет. Влияет ли это на успех?
Тодоровский: Конечно, про войну снимать дороже, чем про современную жизнь - там батальные цены, костюмы, техника. Но военный сериал не всегда оказывается уж очень высокобюджетным, потому что не требует, например, дорогостоящей компьютерной графики. Это не самое дешевое, что существует в кинопроизводстве, но и не сверхбезумные деньги. Так что на успех влияет качество.
Известия: Почему простые жизненные истории без погонь и убийств сейчас получают меньшие рейтинги, чем военные сериалы? Те же "Линии судьбы" Дмитрия Месхиева не понравились зрителям?
Тодоровский: Тут дело не в теме. На мой взгляд, "Линии судьбы" - это лучший сериал, которым я когда-либо в своей жизни занимался, но, по мнению социологов, он оказался слишком сложным для простого зрителя. Людям было трудно следить за большим количеством героев, сюжетных линий. А мы-то радовались, работая на этом фильме, тому, что смогли создать картину жизни целой страны. Но так получилось, что зритель привык смотреть одну историю, причем желательно, чтобы в каждой серии был законченный сюжет. Думаю, что эта тенденция будет сохраняться.
Известия: Что будут показывать каналы, когда зрители устанут от "сериалов в погонах"?
Тодоровский: Что-то новое придумать вряд ли удастся. Думаю, что будет все то же самое - и в погонах, и без погон. Сейчас надо говорить скорее не о борьбе жанров, а о борьбе за качество.
Руководитель дирекции кинопоказа и кинопроизводства НТВ Сергей Скворцов: "В стране уровень патриотизма растет"
Известия: НТВ будет следовать укрепившейся моде на военно-патриотическую тему в сериалах?
Сергей Скворцов: Модно - не модно, но эта тема давно не разрабатывалась так правильно и хорошо. Я очень рад за коллег, за то, что и "Штрафбат", и "Диверсанты" так хорошо прошли. В ближайшее время на НТВ подобных проектов не будет. Мы копим такие фильмы под годовщину Победы. Весной у нас выйдет несколько хороших сериалов: "Человек войны", который для нас снимает компания "Централ Партнершип", "НТВ-Кино" делает сериал "Последний бой майора Пугачева" по одноименному рассказу Варлама Шаламова, наверное, успеем сделать "Солдаты отечества".
Известия: Как долго будет популярна тема войны?
Скворцов: Если сериалы будут делаться качественно и талантливо, а сейчас идет борьба именно за качество, а не в лоб и кустарно, то эта тема еще долго будет популярной. К тому же в стране уровень патриотизма растет.
Известия: Что придет ей на смену?
Скворцов: У телесериалов направлений не так много, и все они вертятся вокруг одной и той же конструкции. Есть группа персонажей, которые отличаются чертами характера, привычками, способностями, навыками, искусствами. Дальше продюсеры смотрят на то, что они делают в жизни. Милиционеры делают - одно, работники прокуратуры - другое, спецназовцы - третье. По такому пути можно идти, имея большое количество хороших сценариев. Но сейчас они в дефиците. Перечисленные выше сериалы - штучная работа. На мой взгляд, нужно обратить внимание на уже существующие литературные основы - как на классику, так и на произведения новых авторов.
Известия: Реальна ли конкуренция НТВ с "Первым каналом" и "Россией" в сериальной нише?
Скворцов: Я считаю, что мы вполне можем конкурировать, если не будем вторгаться на территорию других каналов, а работать со своей аудиторией. Чуть позже мы более системно отстроим свои сериальные праймовые линейки и уже с весны, а уж со следующего сезона точно, мы будем более чем конкурентоспособными. Нам нужно вернуться к традиционной аудитории НТВ. Это преимущественно мужчины в возрасте 18-45 лет. Успех в нашем эфире фильма "Бумер" и боевика "Слепой" показал, что это именно то, что хочет смотреть наш зритель. Мы хотим повторить сериал "Господа офицеры". Скоро состоится премьера "Родственного обмена" с Кристиной Орбакайте, Маратом Башаровым и Дмитрием Певцовым. Ближе к Новому году покажем 12-серийный сериал "Ландыш серебристый" Тиграна Кеосаяна и другие.
Самые рейтинговые сериалы нового сезона
Дата | Название | Канал | Рейтинг | Доля | |
1 | 7 сентября | Диверсант * | Первый канал | 21,22% | 58,95% |
2 | 29 сентября | Штрафбат | Россия | 15,23% | 42,69% |
3 | 7 сентября | Клон | Первый канал | 13,58% | 41,64% |
4 | 2 сентября | Улицы разбитых фонарей V | Первый канал | 11,91% | 35,27% |
5 | 30 августа | Улицы разбитых фонарей. Новые приключения ментов | Первый канал | 11,34% | 31,91% |
6 | 20 сентября | Красная площадь | Россия | 10,65% | 28,51% |
7 | 13 сентября | Антикиллер-2 | Первый канал | 10,45% | 31,14% |
8 | 7 сентября | Черный ворон | Первый канал | 9,65% | 26,32% |
9 | 20 сентября | Участок | Первый канал | 9,16% | 25,6% |
10 | 17 августа | Улицы разбитых фонарей | Первый канал | 8,67% | 28,43% |
11 | 23 сентября | Улицы разбитых фонарей VI | НТВ | 7,16% | 21,91% |
12 | 1 сентября | Каменская-3. Иллюзия греха | Россия | 7,1% | 20,21% |
13 | 4 сентября | Честь имею! | Россия | 6,78% | 22,19% |
14 | 21 сентября | На безымянной высоте | НТВ | 6,25% | 16,75% |
15 | 29 сентября | Ундина-2. На гребне волны | Россия | 6,12% | 27,5% |
* отмечены военные сериалы
По данным TNS Gallup Media с 16 августа по 3 октября 2004 г. Регион: Россия. Аудитория: все зрители старше 4 лет.