Пришли за "Коммерсантом"
По мнению банкиров, газета во время кризиса сгустила краски и нанесла банку вред на общую сумму более 320 млн рублей. Причем 300 млн пришлись на вред нематериальный, репутационный. Арбитражный суд согласился с банкирами и "принял решение признать распространенные сведения об Альфа-банке в публикации газеты "Коммерсант" не соответствующими действительности и порочащими его деловую репутацию".
Руководство Альфа-банка вчера старалось не комментировать исход суда. Начальник Юридического управления банка Михаил Гришин сообщил только, что "юристами банка был проделан большой объем работы, однако о достижении какого-либо окончательного результата говорить еще рано". Банкиры прекрасно понимают, что "Коммерсант" подаст апелляцию. И представители газеты вчера это подтвердили.
Одиннадцать миллионов долларов - весьма ощутимая цифра для любого СМИ. Но Васильев считает, что "если решение о взыскании с издания этой суммы и скажется на финансовом положении газеты, то произойдет это очень и очень нескоро". "Как мне кажется, иск Альфа-банка через какое-то время может вообще исчезнуть, либо превратится в копеечный.", - заявил Андрей Васильев "Известиям".
Эксперты, между тем, не разделяют оптимизма Васильева. "Коммерсант" принадлежит опальному предпринимателю Борису Березовскому, а опыт судебных дел последнего времени показывает, что политика может оказывать влияние на суд. "В нашем политическом режиме можно сделать что угодно и с кем угодно, - заявил секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов. - Я абсолютно согласен с тем, что такая сумма ущерба по отношению к средству массовой информации безумна. Более того, я очень сомневаюсь в том, что у истца есть основания доказать обоснованность своих исковых претензий. Для банковских учреждений, как и для любой коммерческой организации, понятия компенсации морального вреда не существует, они могут требовать только возмещение убытков. Если есть убытки - извольте доказывать каждый доллар!"
В Фонде защиты гласности расценили решение суда в отношении "Коммерсанта" как попытку "нанести удар по изданию". "Такие огромные суммы иногда всплывали в исках к газетам, но потом в ходе разбирательства становились реальными. Когда истец требует такие деньги, он ставит задачу разорить издание", - считает руководитель службы мониторинга фонда Борис Тимошенко. Косвенным доказательством желания ударить именно по "Коммерсанту" Борис Тимошенко считает то обстоятельство, что с теми же претензиями к "Московской правде" иск предъявлен всего на 10 миллионов.
Борис Березовский: "Это большие деньги для "Коммерсанта"
- Борис Абрамович, какова, по вашему мнению, истинная причина произошедшего с "Коммерсантом"?
- Это переплетение комплексов и политики. Политики недальновидной. С одной стороны, эта политика Кремля уничтожает независимые СМИ. И особенно обидно, что настолько недальновидны даже ведущие российские предприниматели. В чем больше всего нуждается сегодня бизнес в России - так это в независимой от государства возможности обсуждать острые вопросы. И политические, и экономические. "Коммерсант" неоднократно и спасал, и помогал "Альфе". Не потому, что они хорошие, а потому что старался быть объективным. И не случайно Михаил Фридман в 1995 году так активно сражался за покупку газеты с нами. Обидно, что даже наиболее успешные бизнесмены являются такими недалекими людьми, стратегами. Могу предположить, что здесь присутствуют и личные комплексы господина Фридмана.
- Не думаете ли вы, что в итоге у вас все же отберут "Коммерсант"? При каких условиях вы готовы были бы расстаться с газетой?
- Вспомните историю. Сначала у меня отобрали ОРТ, причем при бурных аплодисментах журналистов. Приехал Роман Абрамович и сказал: либо ты отдаешь акции ОРТ и Николая Глушко выпускают из тюрьмы, либо он продолжает сидеть в тюрьме. Конечно же обманули. Потом была история с ТВ-6, который я, кстати, не отдавал. Главная их цель - отнять чужую собственность. Не государственную, а частную. Ко мне приезжали гонцы и напрямую от Фридмана, и под видом больших бизнесменов. Я сказал, что газета не продается.
- Не боитесь, что повторится такая же история, что и с ТВ-6?
- Ну будет такая ситуация и будет. Что же я смогу сделать? Против лома нет приема.
- Намерены ли вы выплатить штраф из своего кармана?
- Во-первых, штраф еще не состоялся. Во-вторых, это и штрафом нельзя назвать. Это ограбление. Это большие деньги для "Коммерсанта". Но уверен, что качество газеты не пострадает. Если нужно - помогу. Но до этого еще далеко.
- Подобная участь может постигнуть другие ваши СМИ?
- Конечно, может. Для них закона-то не существует. Сегодняшнее решение суда, безусловно, противоправно. Для того чтобы принять решение о штрафе, нужно было выполнить два условия. Доказать, что публикация была ложной и что именно эта ложная информация нанесла ущерб "Альфе". Эти вопросы даже не рассматривались.
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
В России ежегодно подается около 400 исков к периодическим изданиям. Средний размер запрашиваемой компенсации морального ущерба - 5 тыс. рублей. Как сообщили "Известиям" в Фонде защиты гласности, обычно в пределах 10-50 тыс. рублей суды оценивают моральные страдания чиновников. Жертвами особенно крупных исков, представлявших угрозу самому существованию изданий, стали в последние годы газета "Версия" и "Новая газета". В феврале 2002-го Басманный суд Москвы обязал "Новую газету" выплатить $1 млн компенсации председателю Краснодарского краевого суда, а через несколько дней - $500 тыс. "Межпромбанку" в качестве возмещения упущенной выгоды. Осенью 2003-го тот же Басманный суд решил, что "Новая газета" обязана выплатить 600 тыс. рублей заместителю генерального прокурора России Юрию Бирюкову (требовавшему от газеты и автора в общей сложности 11 млн рублей). "Версию" арбитражный суд обязал летом прошлого года выплатить по 3 млн рублей главам "Альфа-Групп" и Альфа-банка Михаилу Фридману и Петру Авену и 170 тысяч фунтов британской детективной компании Kroll.