Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Умер философ Жак Деррида

В Париже в возрасте 74 лет скончался один из крупнейших философов современности, основатель теории деконструктивизма, автор работ "О грамматологии", "Письмо и различие" и множества других, Жак Деррида. - Жак Деррида - действительно крупнейший мыслитель последнего времени. Когда такой человек уходит из жизни - отношение к нему во многом меняется. Ведь при жизни на него, что называется, спускали всех собак. Хотя можно сказать, его жизнь не была сладкой, но была счастливой. Он опубликовал множество книг, огромное количество эссе. У него есть специальные переводчики по всему миру. У него тысячи учеников
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В Париже в возрасте 74 лет скончался один из крупнейших философов современности, основатель теории деконструктивизма, автор работ "О грамматологии", "Письмо и различие" и множества других, Жак Деррида. Обозреватель "Известий" Николай Александров беседует о Жаке Деррида с доктором философии, профессором Валерием Подогорой.

Валерий Подорога: Жак Деррида - действительно крупнейший мыслитель последнего времени. Когда такой человек уходит из жизни - отношение к нему во многом меняется. Ведь при жизни на него, что называется, спускали всех собак. Хотя можно сказать, его жизнь не была сладкой, но была счастливой. Он опубликовал множество книг, огромное количество эссе. У него есть специальные переводчики по всему миру. У него тысячи учеников. Он вел открытые семинары, к нему приезжали десятки и десятки людей со всего мира. Он не был тайным гуру, но был открыт для общения. То есть я хотел бы подчеркнуть эту универсальность Жака, как педагога и мыслителя. "Известия": Несколько слов о влиянии Деррида на интеллектуальный мир в России...

Валерий Подорога: В России Деррида впервые появился в 1991 году, когда он приехал почти неофициально. Обсуждение его приезда продолжалось где-то около полутора-двух лет. В году девяносто третьем Деррида снова приехал, уже благодаря посольству Франции. Однако нельзя сказать, что в России сложилась школа его учеников. Воспринимали его здесь неоднозначно. Было довольно много критики и "гонений" со стороны консервативных философских академических кругов, а также со стороны левацкой молодежи. История его влияния в России ограничена. И хотя многие тексты Деррида переведены, такого воздействия его работ, как в Европе и США, в России нет и вряд ли будет. И это при том, что его интерес к Восточной Европе был довольно велик. Кстати говоря, его жена - специалист по истории русской литературы. Он неоднократно бывал в Восточной Европе. В Чехословакии - еще в доперестроечные годы - его даже арестовали. Подсунули какие-то наркотики. Была целая кампания по его освобождению. Так что у Деррида есть и правозащитный ореол.

- Деконструкция теперь уже настолько общее понятие, что не все понимают его смысл.

- Сам Жак термин "деконструкция" не считал очень удачным. Как у всех общеупотребительных терминов, его значение стирается. Однако деконструкция обозначает то, что обозначает. Деконструкция - разбор, разложение некоей конструкции. Но основная идея состоит вот в чем. Мы имеем дело не с реальностью, а с реальностями, которые описываются разными языками. Есть политическая реальность, экономическая реальность и т.д. И возникает такой момент, когда языки, описывающие реальность, не столько определяют, обозначают, сколько, наоборот, скрывают, уводят от нее. Тогда и требуется аппарат деконструкции, освобождения реальности из-под оков языка. Кстати, поэтому у Жака возникала масса проблем, он вызывал гнев у консервативной части философского истеблишмента, потому что подрывал консервативные философские методы. История его работ, его опытов деконструкции - череда скандалов.

- С чем еще помимо метода деконструкции Деррида вошел в европейскую философскую мысль?

- Еще одна область, в которой влияние Деррида сильно ощутимо, - теория Другого. В русской философской традиции модно сказать: Другого не существует. Другой преодолевается во всеединстве, в Мы, теряет свое значение. Это уже не Другой, а Ближайший. А в рамках западной рационалистической традиции другой приобретает все более изощренные формы. Здесь нет перехода от Другого к Мы. Более того, Я - это следствие отношения к Другому. Деррида считал, что метка, минимальная единица Другого - след. Он первичен, он выступает в качестве инструмента различия, он существует еще до слова. То есть различие первично, дословесно. Из различия рождается слово.

- Идеи Деррида кажутся особенно актуальными применительно к социально-политической сфере.

- Это действительно так. Политики и масс-медиа создают язык, который описывает политическую действительность. И то, что не вписывается в этот языковой мейнстрим, в эту болтовню узнаваемого, - отвергается. Главным тезисом становится - "этого не надо говорить, потому что мы знаем, что нужно говорить". В результате у нас нет журналистики. Потому что и политики, и журналисты говорят на одном и том же языке. Деконструкция - метод, которым должны владеть журналисты.
Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир