Российские телекомпании начинают торговать идеями
Канал ТНТ решил заработать на «Голоде»
Хорошие телепрограммы являются таким же ходовым товаром, как продукты питания, одежда, бытовая техника. С той только разницей, что авторы обычно продают не готовую программу, а формат - подробную инструкцию, рассказывающую о том, как надо снимать то или иное телешоу. «Чтобы получить высокорейтинговый проект, мало купить идею - надо точно знать, как ее воплотить. Можно, конечно, украсть, скопировать все что угодно, но вот только это вряд ли будет качественно выглядеть», - говорит продюсер Леонид Загальский, гендиректор компании «Endemol Москва», специализирующейся на торговле телевизионными форматами. По этой причине большинство заметных телепрограмм на российском ТВ были куплены за границей: «Последний герой», «Фабрика звезд», «Народный артист», «Миллионер», «Слабое звено», «Фактор страха», «Своя игра», «Кресло», «Ты - супермодель», «Это любовь» и др.
Собственными проектами российские телекомпании торгуют редко - в страны дальнего зарубежья проданы только две программы. Первым в конце девяностых годов это сделал продюсер Дэвид Гамбург, экспортировав шоу «Перехват». Идею гонок в прямом эфире в Европе или Америке помешали воплотить юридические сложности: непонятно было, как застраховать жителей города от безумцев-водителей. Так что за границей реализовали пока только один российский формат - «Жди меня», проданный телекомпанией «ВИД» в США.
Очередную попытку продвинуть российские программы за границей предпринимает телеканал ТНТ. Как сообщил гендиректор ТНТ Роман Петренко, канал подготовил для продажи два своих реалити-шоу - «Голод» и «Дом-2. Любовь». Этими форматами, по словам Петренко, заинтересовались три дистрибьюторские компании: британская Fremantle, голландская Endemol и американская Fox World.
На ТНТ не смогли назвать сумму, которую канал получит от сделки. «При продаже форматов дистрибьюторам обычно фиксированная цена невелика: потолок - это несколько сот тысяч долларов. Основные деньги делаются на royalty, то есть проценте, который мы будем получать от каждой новой сделки. Чем крупнее рынок телевизионной рекламы страны, в которую продается формат, тем дороже он стоит. Эту часть дохода очень сложно прогнозировать», - пояснил Роман Петренко «Известиям».
«Если клонировать Познера, тогда можно продать и «Времена»
Глава российского представительства Endemol Леонид Загальский считает перспективными попытки ТНТ продать свои форматы. По его словам, при определенной доработке западных зрителей может заинтересовать и придуманное каналом REN TV шоу «Естественный отбор». Загальский не исключает, что «в скором времени наши шоу пойдут по мировым экранам и обогатят российские компании». Но есть на отечественном ТВ и такие хиты, которые ни за какие деньги невозможно экспортировать. К таким, например, относятся закрытые «Намедни» Леонида Парфенова или «Времена» с Владимиром Познером. «Программы типа «one man show», то есть шоу, привязанные к какому-то конкретному человеку, продать для производства в другой стране нельзя, они существуют в единственном экземпляре, - считает Леонид Загальский. - Если только Владимира Познера и Леонида Парфенова клонировать, их программы с подробным описанием действий ведущих можно было бы выставить на продажу».
Самые продаваемые программы
На сегодняшний день одним из самых продаваемых в мире форматов является «Большой брат». Он продан в 35 стран, включая Россию. Однако лицензионная версия у нас пока не реализована, а подобием стало шоу ТВ-6 "За стеклом". Программу «Угадай мелодию» тоже можно видеть в более чем тридцати странах мира. Также лидером продаж все еще остается "Survivor" ("Последний герой").
Практически в каждой стране выходят программы типа «сделай сам» («Do it yourself»): «Квартирный вопрос», «Спасите, ремонт!», «Школа ремонта». Очень популярны в России и мире кулинарные шоу. Их успех, как и успех программ «сделай сам», связан с высокой привлекательностью у рекламодателей. На производство таких программ каналы не тратят ни копейки - за все платят спонсоры. Более чем в 15 странах выходит недавно появившаяся в нашей стране игра «Пан или пропал» - единственная викторина без вопросов.
Суперуспешное в США реальное шоу «Подмастерье», победитель которого получает возможность стать сотрудником компании известного экономиста, женолюба, политика и миллиардера Дональда Трампа, в Германии провалилось. Европейцам оказалось чуждо американское стремление во чтобы то ни стало заполучить престижную высокооплачиваемую работу. Да и харизматичных олигархов, готовых стать ведущим телешоу, не так много.
Набирает популярность формат «Тоtal make over» - переделка человека с помощью пластической хирургии, стилистов и визажистов. Но продюсеры сомневаются, что это направление приживется в России.
Сколько можно заработать на телепрограмме
Продавцы телеформатов утверждают, что цены на лицензии примерно одинаковы во всех странах Европы, будь то Россия или Швейцария. Расценки устанавливаются независимо от рейтинга шоу в мире, длительности проекта и затрат на его производство. Долгоиграющие программы, такие, как "Фабрика звезд" или "Народный артист", выходящие в эфир каждый день в течение нескольких месяцев, могут стоить и 1 млн долларов. Один час затяжного реалити стоит от 3 до 5 тысяч долларов, которые умножаются на число серий. Таким образом, за 100 серий "Голода" ТНТ может получить при продаже формата не больше 500 тысяч долларов, а цена запланированных 300 эпизодов "Дома-2" приближается к 1 миллиону долларов.
Права на малосерийные проекты типа "Последнего героя" (цикл состоит из 13 серий) обходятся приблизительно в 50 тыс. долларов за серию, то есть 650 тысяч долларов за сезон.
На рынке торговли телеформатами крутятся хорошие деньги. В 2000 году голландская компания Endemol, имевшая на тот момент свыше 400 форматов, была куплена испанской Telefonica за 5,5 миллиарда долларов США.