Сергей КУРОХТИН: "Без прямого эфира радио умирает"
- "Маяк" приучил жителей среднего и старшего возраста, что его позывные звучат на второй кнопке трехпрограммного радиоприемника. Но сейчас люди чаще слушают радио на FM-частотах. Сергей Владимирович, а кто сегодня слушает "Маяк"?
- В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и еще в десятке крупнейших городов страны "Маяк" уже слушают и в FM-диапазоне. И "профиль" - то есть социальный состав - этой аудитории нас устраивает: прежде всего, это люди, чья жизнь, работа, будущее зависит от вовремя полученной информации. Наша целевая аудитория - это те, кто интересуется новостями. Не менее важно для нас и обсуждение этих новостей в программах, когда каждый слушатель может задать вопрос или высказать свое мнение, и, конечно, хорошая музыка. Это три составляющих нашей концепции. Сейчас "Маяк" в основном слушают люди старше 40-45 лет. Это важный для нас слушатель, потому что такие люди чаще принимают те или иные решения, нужные стране. Но одна из трех основных задач "Маяка" - привлечь новую аудиторию, прежде всего тридцатилетних.
- Кнопка трехпрограммника дает хорошую зону распространения. Не тормозит ли она развитие современных систем распространения?
- Техническое перевооружение - вторая по важности задача "Маяка". Для производства качественных программ у нас есть самое современное оборудование цифрового формата. Проблемы начинаются, когда мы пытаемся донести сигнал до слушателя. Уже очевидно, что в ближайшее время система проводного вещания в России может перестать существовать: все ветшает, рассыпается.
Но модернизация - не только наша, но и государственная задача. Например, "Маяк" вписан в систему безопасности, и наши позывные, которые не менялись все эти 40 лет, не только точное время слушателям сообщают - на них настроена работа ряда предприятий.
- То есть государственный статус мешает развитию?
- И да, и нет. Имевшееся преимущество в виде провода, проложенного в квартиры, в свое время замедлило поиск сетевых партнеров. А ведь по этому принципу развивались частные станции. Создание сети - третья из главных задач "Маяка". На местах должны появиться собственные редакции, например, "Маяк-Кубань", "Маяк-Новосибирск", которые дополнят наш эфир местными новостями и дискуссиями. Пример уже есть - московская редакция "Маяк 24".
- А как вы планируете поделить слушателей с партнером по холдингу "Радио России"? Сейчас аудитории пересекаются.
- Сейчас в рамках ВГТРК прорабатываем разные варианты действий "Маяка" и "Радио России". Но безусловно следующее: главное отличие "Радио России" в том, что эта станция наиболее точно соответствует понятию "общественного радио", на котором присутствуют программы, ориентированные на все слои общества. Формат же "Маяка" предполагает много музыки, так что наша аудитория уже сейчас моложе, чем у "Радио России", и должна молодеть. И еще одно: именно в "Маяк" заложена система, когда в зависимости от ситуации новости расширяются, переходя в режим 24-часового информканала. Работа в конце августа - начале сентября доказывает, что эта система работает. Наши корреспонденты раньше других радиостанций оказывались в местах, где происходили новости. В итоге за август наша аудитория только в Москве увеличилась на 100 тысяч.
- Будет ли "Маяк" акционироваться?
- На ближайшее время таких планов нет.
- Почему?
- Программное наполнение позволяет "Маяку" конкурировать в одном городе, например, в Москве. А вот распространение сигнала на всю страну без бюджетных средств пока не сможет обойтись. В других странах, кстати, многие общественные радиостанции существуют по такой же модели - получают бюджетное или специальное финансирование, что-то зарабатывают рекламой, и никого это не смущает. Другое дело, что управление этими радиостанциями невозможно путем прямых указаний или директив. Но благодаря 40-летней истории "Маяк" находится с государством в равноправных отношениях - за нами огромная аудитория. Главная особенность "Маяка" в том, что каждый раз наш журналист начинает разговор не с отдельной группой слушателей, а с целой страной. Поэтому мы можем смело говорить, что "Маяк" - это позывные великой страны.
- На телевидении время прямого эфира закончилось. Что будете делать, если и на радио его запретят?
- Если телевидение может прожить в записи, то радио без прямого эфира умирает. Мы же во главу угла ставим новости и комментарии, значит слушатель должен иметь возможность в любой момент задать по телефону вопрос гостю или ведущему. Без этой двусторонней связи придется менять формат. Но в наших планах другое - новые версии утренних программ, увеличение интерактивных передач, новые спортивные рубрики. В этом сезоне на "Маяке" появился авторский комментарий. Это тепло встречено слушателями, будем продолжать. Не забудем и про юмор - скоро снова в эфире программа "Опять 25".