"От Павки Корчагина рукой подать до другого Павлика - Морозова"

В системе промывки мозгов роману Островского отводилась немалая роль, на образе героического строителя коммунизма воспитывались многие поколения советских школьников. И вот после нескольких лет "опалы" Павка Корчагин с триумфом возвращается в школу.
В московские школы поступило распоряжение столичного департамента образования - в обязательном порядке провести открытые уроки по творчеству Николая Островского, а также принять участие в творческом конкурсе "Николай Островский - героический образ мужества и служения Отечеству". Во все школьные библиотеки завезли новые книги (старые были за ненадобностью списаны). Помимо массового переиздания романа "Как закалялась сталь", власти планируют выпуск серии брошюр "Богатыри духа" о людях "корчагинской судьбы".
В московских школах, где уже порядком подзабыли о существовании идеологических мероприятий для галочки, бросились выполнять распоряжение руководства. Лучшим выходом из положения оказалось посещение музея-квартиры Островского "Преодоление" на Тверской улице. Экскурсия избавляет учителей от необходимости перечитывать роман, готовиться к уроку, а заодно разбираться в том, как трактовать устаревший роман современной молодежи.
- Дети, послушайте меня внимательно, - инструктирует четырех шестиклассников классная руководительница. - Завтра на классном часе расскажете остальным обо всем, что здесь увидели и услышали, поняли?
- И кому только в голову это пришло, - возмущается учительница, покончив с ценными указаниями. - Кому сегодня нужен Островский. У этих детей - другие мечты, другие идеалы, историю они в школе проходят совсем другую. Белые - герои, красные - ... Впрочем, может, действительно лучше "Как закалялась сталь" читают, а не телевизор смотрят. Даже не знаю.
Обычно тихий музей захлестнул поток экскурсий - 7-8 экскурсий в день, для скромного штата сотрудников музея многовато. Расписание составлено на много дней вперед. Но музейщики в отличие от возмущенных преподавателей и удивленных школьников происходящим довольны.
- Сейчас Островский актуален, как никогда, - рассказывает главный методист музея Алла Поцелуева. - К нам приходят и родители больных детей, и молодые ребята-калеки. Им Островский помогает выжить. И вообще вопрос не в том, надо ли читать Островского и рассказывать о нем, а как это делать.
Рассказывают теперь иначе, чем лет 20 назад. Говорят о трагической судьбе, о том, что большинство близких друзей Островского погибли в 1937 году, о том, что он, безусловно, разделил бы их судьбу, о том, как Андре Жид написал книгу о России, где единственным "светлым" пятном была глава о Николае Островском, как Жид говорил, что на Западе этого человека наверняка бы канонизировали.
- Китайцы без конца крутят сериал по роману "Как закалялась сталь". Для них он герой, и на его примере воспитывают детей. Китайцы знают, что делают, - добавляет она.
Похоже, что в столичном департаменте образования взяли китайский опыт на заметку. В этом году роман включили в школьную программу для факультативного изучения. А в ближайшие два года, по словам заместителя руководителя департамента Владимира Моисеенко, роман "Как закалялась сталь" вновь войдет в обязательную программу.
Литературный критик Лев Аннинский, автор книги о Николае Островском "Обрученный с идеей", считает, что у школьников должно оставаться право выбора:
- Островский - это не литература и не идеология. Это агиография. Это житие, изображение коммунизма как религиозного движения. Хотя я считаю, что детям нужно предлагать как можно больше. Чтобы у них был выбор и они учились его делать. Чтобы читали и Шолохова, и Мандельштама, и Платонова, и Маяковского. В 14 лет человек уже должен думать. Но обязаловки быть не должно. Предложите подростку на выбор - Платонова или Островского. Выберет Платонова, хорошо. А когда он его прочтет, спросите: "А ты знаешь, что Платонов восхищался Островским? Нет, так прочти, разберись". Надо смотреть в корень: не куда клонят и куда движутся, а на что опираются вожди и ораторы, по какой почве движутся туда или обратно.
Классик же современной детской литературы Эдуард Успенский категорически против возвращения Павки Корчагина:
- Павку Корчагина вернуть можно. Это не страшно. Но ведь у нас потом сразу вернут и Леньку Брежнева с его "Малой землей". Идеалов не хватает? Ерунда. В русской классике сколько угодно сильных, порядочных, мужественных героев. Возьмите хоть "Казаков" Толстого. Есть замечательные книги Житкова, Гайдара, Пантелеева, Кассиля. Дети читают Гарри Поттера? Ну и что в этом плохого? Пусть читают. А от Павки Корчагина рукой подать до другого Павлика - Морозова. Это путь в никуда.
Не одобряют решения департамента образования и психологи.
- Героические сказки имеет смысл рассказывать маленьким детям, идеальный вариант- Гайдар, - считает детский психолог Наталья Писаренко. - У подростков же и без того обостренное восприятие всего, что касается темы смерти и жертвенности. Она балансирует на грани бездны, не нужно лишний раз нагружать их психику. И они и без того, увы, ежедневно сталкиваются с жестокостью и страданиями - достаточно включить телевизор. Кроме того, я не вижу смысла в такой "воспитательной мере" - навязанное извне мнение или книга у подростков неизбежно вызывает отторжение и желание думать и делать наоборот. Так что, думаю, это все опять "для галочки".