Тургеневская библиотека как архитектурная премьера сезона

Этому наследию принадлежит и сама библиотека, первая из бесплатных общедоступных читален Москвы. Основанная в 1883 году на средства знаменитой меценатки Варвары Алексеевны Морозовой в память о только что скончавшемся Тургеневе, библиотека за первый век существования стала одной из самых популярных. Что не помешало снести ее родное здание к 7 ноября 1972 года. Библиотека занимала часть того квартала в торце Сретенского бульвара, на месте которого образовалась автостоянка с гордым названием "Тургеневская площадь". Причиной сноса стало неутолимое желание советского начальства построить Новокировский проспект в сталинской версии - до Лубянской площади. В итоге проспект остановился все же на Тургеневской, а библиотека четверть века ютилась и спасала фонды в доме напротив своего старого места (№ 2 по площади). Лишь несколько лет назад Тургеневка получила новое собственное здание и средства от города на его реконструкцию.
Усадьба купеческого рода Бирюковых считалась образцом застройки XIX века, что оказалось верным только для ее доходных корпусов, параллельных Боброву переулку (строения 2 и 3), один из которых открылся для читателей еще в 1998 году. Что касается главного дома усадьбы (строение 1, выходящее в переулок торцом), то в нем сразу обнаружилась такая древность, которая заставила серьезно скорректировать планы библиотечного руководства и архитекторов.
К авторам реконструкции во главе с Александром Асадовым присоединились архитекторы-реставраторы под руководством Лидии Шитовой и инженер-реставратор Михаил Куранов. Собственно, как только выяснилось, что здание гораздо старше, чем считалось, стало невозможно говорить о реконструкции: для памятников старины это запретный термин, даже когда над реконструкцией работает такой корректный автор, как Александр Асадов. Так или иначе, сроки замедлились, проектное решение было поставлено в зависимость от результатов исследования.
Что получилось в итоге, можно видеть уже теперь, когда вторая очередь Тургеневки, официально открытая, еще не принимает читателей: дирекция библиотеки уверила обозревателя "Известий", что все интересующиеся архитектурой этого здания будут в него допущены.
Ступив во двор, они увидят для начала только что открытый бюст Тургенева, отлитый по модели Сергея Коненкова полвека назад. Раньше он стоял в снесенном старом здании библиотеки. Директор Тургеневки Татьяна Коробкина рассказывает, что нашла бюст в одной из московских школ, а когда школу закрыли, сама перенесла его на время к коллегам, в библиотеку на Красносельской. Тургенев смотрит на главный фасад усадебного дома, в центре которого отдельным цветом выделен объем XVII века с восстановленными наличниками в "нарышкинском" стиле 1690-х годов. Войдя в дом, посетитель обнаружит, что этот объем выделен и на внутренних стенах, бывших когда-то внешними: окна XVII века смотрят и в читальный зал, и в кинозал. Только задняя стена палат осталась без реставрации: не хватило денег.
В читальный зал смотрит еще одна первоначально внешняя стена - фасад пристройки середины XVIII века с наличниками в стиле европейского барокко. В России имя этому барокко дали императрица Елизавета и ее архитектор Растрелли; однако в нашем случае строительство имело место уже во времена Екатерины, по документам - в 1773 году. Кстати, палаты принадлежали тогда дворянам Петрово-Соловово, которые, по собственному разысканию сотрудников библиотеки, могли владеть участком по крайней мере с 1713 года.
Вообще читальный зал новой Тургеневки - бесспорный хит архитектурного сезона. Где еще увидишь две внутренние стены, воссозданные как внешние, да еще на разные века. А поскольку обе стены двухэтажные, постольку зал сделан двусветным, без разделяющего перекрытия. Полюбоваться старыми фасадами можно и с уровня земли, и с деревянного балкона-галереи, обходящего пространство зала по двум другим стенам.
Элементы новой архитектуры в особняке Тургеневки интересны и сами по себе. К радости модерниста Асадова, в старом доме много непрямых углов. Есть даже пятистенный зал, из проходного превратившийся в гостиную. Два корпуса усадьбы соединяются через устроенный во внутреннем углу в виде стеклянной пирамиды зимний сад.