Ирина Коржаненко: "Не собираюсь возвращать золотую медаль, потому что я не виновата"

- Ирина, что все-таки произошло?
- Что-то, чего я до сих пор не могу понять. Я профессиональный спортсмен и привыкла соблюдать все формальности. Одной из них является прохождение допинг-контроля. В нынешнем сезоне я проходила его неоднократно. Один раз - после победы на Мемориале братьев Знаменских в Казани. Еще раз - после победы на чемпионате России в Туле.Дважды - во внесоревновательном режиме, причем пробы брали агенты Всемирного антидопингового агентства. Наконец, последний раз - накануне отъезда на Олимпийские игры. И все они оказались отрицательными! Даже те, которые проверяли иностранные лаборатории. И вот я выигрываю соревнования в толкании ядра, причем выигрываю с колоссальным преимуществом. Проходит четыре дня, и мне сообщают: проба, взятая после победы в Древней Олимпии, оказалась положительной!.. Для меня и всей российской делегации это стало настоящим шоком!
- Причем в вашей пробе обнаружили станозолол, на котором вы уже попадались пять лет назад.
- Якобы обнаружили! Причем такую концентрацию, как будто бы я вечером укололась или съела таблетку (не знаю, как это делается), а утром вышла толкать ядро. Просто бред какой-то!.. Вы правы, один раз на станозололе меня уже "убрали". И сейчас пытаются повторить эту комбинацию. Но ведь я уже не такая глупая девочка, как пять лет назад. Один раз отсидела ни за что, но больше не буду. Дисквалифицировали меня прошлый раз с нарушением всех мыслимых правил. На проведение контрольной пробы "В" не пригласили, документов, подтверждающих проблему, не выдали... И сейчас у меня есть сильное подозрение, что мою пробу просто подменили. Даю сто, двести процентов, что не употребляла никаких запрещенных препаратов!
- Кому и зачем потребовалось подменять ваши анализы?
- Ну, Международный олимпийский комитет громогласно провозгласил "бескомпромиссную борьбу с допинговыми нарушителями". Чтобы убедить общество в правильности своих действий, обязательно нужны и показательные процессы, и распятые герои... А "убрать" чемпионку Олимпийских игр спустя несколько дней после блестящей победы в таком историческом месте, как Древняя Олимпия, - это, наверное, особый кайф. Не сомневаюсь, подоплека скандала со мной - политическая. Меня еще накануне зимнего чемпионата мира в Будапеште предупреждали, что против российской сборной готовятся провокации. И вот они начались... Я не доверяю ни результатам греческой лаборатории, ни деятельности Всемирного антидопингового агентства в целом. И поэтому предложила сравнить на ДНК пробы моей мочи и той, которая дала позитивную реакцию на допинг и была объявлена как моя. Но греки отпираются, заявили: это не предусмотрено правилами антидопинговыми. Но ведь я-то знаю, что не употребляла допинг! Наверняка уверена, что произошла подтасовка или ошибка. И как мне теперь доказать свою невиновность?!
- Суть проблемы вы излагаете гораздо четче, чем руководитель антидопинговой инспекции ОКР Николай Дурманов на пресс-конференции, посвященной вашему делу.
- Пресс-конференция по моему делу?! А я о ней ничего даже не знала! Хотя с большим удовольствием поучаствовала бы - мне есть что сказать. И вы, пожалуйста, напечатайте интервью со мной на первой странице, большими буквами. Откровенно говоря, я в шоке от реакции наших высших спортивных руководителей. Я с утра до вечера бегаю, пытаюсь что-то выяснить - во всей этой истории столько "непоняток", а они лишь с удовольствием раздают комментарии, хают меня. Моя мама в России наслушалась по телевидению всего и слегла. Я ведь за маму голову любому оторву, пошла разбираться. Напугали чиновники, пообещали: мы позвоним, извинимся. Но кому нужны сейчас их извинения?! К счастью, не все такие. Президент федерации Балахничев, главный тренер Куличенко, глава антидопинговой инспекции Дурманов поверили мне, пытаются помочь.
- Чем сейчас займетесь?
- Буду ждать. У меня есть 21 день, чтобы подготовить апелляцию на решение Международного олимпийского комитета. И я собираюсь ей воспользоваться. Я уже встречалась с Александрой Бриллиантовой, которая возглавляет правовое управление Олимпийского комитета России, проговорила какие-то моменты. Следующую встречу назначили на 5 сентября. Вообще-то настроена я очень решительно. Если мне не разрешат провести анализы проб на ДНК, обращусь в Арбитражный спортивный суд в Лозанне. Стараюсь держаться - не раскисать, не истерить. Готовлюсь отстаивать свои нарушенные права. Когда меня дисквалифицировали на два года, я получила очень и очень хорошую жизненную школу. К счастью, рядом со мной в Афинах находился супруг - Игорь. Он меня сильно поддерживает!
- С какими чувствами вы возвращали в Международный олимпийский комитет свою золотую медаль?
- Я ее не возвращала и возвращать не собираюсь. Я не употребляла запрещенные препараты. Я выиграла соревнования с фантастическим отрывом от всех своих соперниц. Поэтому я - олимпийская чемпионка.
Анализы Коржаненко отправили в Финляндию и Англию...
Главный тренер сборной России по легкой атлетике Валерий Куличенко заявил корреспонденту "Известий", что шокирован известием о позитивной пробе Коржаненко. "Я позвонил руководителю нашей антидопинговой лаборатории профессору Семенову - попросил еще раз, самым подробным образом проверить пробу Коржаненко с выездного контроля, - сообщил Куличенко. - Все чисто. А сейчас все пробы Коржаненко, которые есть в нашей лаборатории, отправляют на независимую экспертизу в британскую и финскую антидопинговые лаборатории - в Хельсинки и Лондон".
...а золотую медаль - за пределы Греции
Руководитель российской олимпийской делегации на Играх в Афинах Анатолий Колесов рассказал вчера на пресс-конференции, что из Международного олимпийского комитета получено официальное уведомление вернуть золотую медаль, диплом и прочие атрибуты, которые Коржаненко получила за победу. "Но спортсменка сообщила нам, что сделать этого не может, что ее медаль находится уже за пределами Греции, - поделился Колесов. - В заявлении на имя президента МОК Жака Рогге она написала, что уже отправила ее домой вместе со своим братом".
Как берут допинг-пробы?
- Представитель антидопинговой службы в специальном медицинском кабинете под роспись знакомит спортсмена и сопровождающее его лицо с правилами отбора биопроб.
- Спортсмен выбирает из нескольких предложенных одну упаковку для биопроб (два флакона и один мочеприемник).
- В мочеприемник под наблюдением сотрудника допингового пункта берется от 75 мл до 100 мл биопробы.
- Спортсмен сам разливает из мочеприемника равное количество своей биопробы в два флакона и плотно их закрывает.
- Руководитель допингового пункта убеждается в том, что оба флакона (проба "А" и "B") плотно закрыты, герметично их опрессовывает и маркирует их кодовым номером, выбранным спортсменом.
- Cпортсмен и сопровождающее его лицо должны убедиться в том, что флаконы опечатаны и промаркированы правильно.
- Руководитель допингового пункта записывает в протокол кодовый номер и перечень медикаментов, принятых спортсменом за последние три дня.
- Спортсмен ставит свою подпись в протоколе, подтверждая таким образом, что взятие пробы было произведено без нарушений.
- Опечатанные флаконы в специальном контейнере отправляются в лабораторию, производящую анализ.
- Регистрационные протоколы, содержащие фамилию спортсмена и коды флаконов, передаются в Антидопинговую инспекцию, где хранятся в сейфе до получения результатов анализа биопроб.
- В случае положительной реакции на пробу "А" лаборатория исследует пробу "В" подозреваемого спортсмена. В случае вторичного положительного результата атлет признается виновным.