Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

ТВ не пахнет?

Вы замечали, как часто люди задают друг другу вопрос: "А ты мог бы?" Дальше - вариации в зависимости от возраста и общего развития вопрошающего: прыгнуть с парашютом, взять в руки крысу, пройти голышом по оживленной улице, съесть молочную пенку? Если ответ категорически отрицательный, как правило, следует продолжение: "А за деньги? А за сто тысяч? А за миллион?" Иные гордецы не готовы на экстрим не за какие коврижки. А некоторые, не слишком гордые, тяжело задумываются: "Хм, за миллион... За миллион, пожалуй, и попробовал бы". Разумеется, далеко не всякий пойдет на подобное испытание, но идея - "деньги не пахнут", "цель оправдывает средства" - навязчиво внедряется в незрелые мозги аудитории, мечтающей по молодости лет получить все и сразу
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Вы замечали, как часто люди задают друг другу вопрос: "А ты мог бы?" Дальше - вариации в зависимости от возраста и общего развития вопрошающего: прыгнуть с парашютом, взять в руки крысу, пройти голышом по оживленной улице, съесть молочную пенку? Если ответ категорически отрицательный, как правило, следует продолжение: "А за деньги? А за сто тысяч? А за миллион?" Иные гордецы не готовы на экстрим не за какие коврижки. А некоторые, не слишком гордые, тяжело задумываются: "Хм, за миллион... За миллион, пожалуй, и попробовал бы".

На этом свойстве человеческой натуры - готовности за деньги терпеть страх, стыд, унижение и даже мерзкий вкус молочной пенки - основаны многие телевизионные шоу. Одни - участники - за деньги преодолевают себя. Другие - зрители - задаются все тем же вопросом ("А я мог бы?"), одновременно наслаждаясь унижением себе подобных, клюнувших на крючок завидной, но отнюдь не вкусной наживки.

Программа на молодежном канале Муз-ТВ, нещадно эксплуатирующая желание участников огрести "на халяву", называется цинично: "Деньги не пахнут". Ее ведущий Роман Трахтенберг, в отличие от других ведущих, даже не пытается быть обходительным и приятным. Он намеренно и удивительно органично мерзок, всякий раз выдумывая и предлагая участникам шоу испытания, пройдя через которые они получат вожделенные "бабки". К примеру, в коктейль, взбитый из множества несоединимых ингредиентов, он для "духовитости" добавляет собственный носок, только что снятый с ноги и с особым сладострастием им же обнюханный. И юные идиоты, сдерживая подступающую рвоту, лакают это пойло, периодически отгоняя ото рта наплывающий вонючий носок Трахтенберга. Да, деньги, возможно, и не пахнут, но от программы даже через экран бьет в нос носками, тухлыми яйцами и прочей гнилью, которая хочешь не хочешь, а пропитывает души юных (в основном) зрителей.

Разумеется, далеко не всякий пойдет на подобное испытание, но идея - "деньги не пахнут", "цель оправдывает средства" - навязчиво внедряется в незрелые мозги аудитории, мечтающей по молодости лет получить все и сразу.

"Они молоды, счастливы, талантливы. Они учатся или работают. Они общительны и привлекательны. У них все в жизни хорошо. И есть только одно маленькое "но" - они одиноки. Любовь, страсть, нежность, вздохи на скамейке, прогулки при луне, свадебный марш Мендельсона у них еще впереди. Найдут или не найдут? Встретят или не встретят? Герои шоу строят не просто дом - они строят любовь. Кто построит любовь - тот и получит дом. Впервые на телевидении за любовь дают специальный приз" - это строки из рекламного проспекта реалити-шоу "Дом-2", которое уже около трех месяцев транслируется на канале ТНТ.

Восемь девушек и семь парней ("потому что на десять девчонок по статистике девять ребят") живут на природе, строят дом и изо всех сил пытаются найти себе пару. Кто не нашел - выбывает. На место выбывшего приходит новый игрок. Те, кто еще находится в процессе поиска, живут в бараке без душа и приличного сортира. Пары же переселяются в VIP-домики со всеми удобствами. Если любовь, которую изо всех сил демонстрируют "спарившиеся", кажется остальным участникам проекта неубедительной, пару ничтоже сумняшеся разбивают, голосуя против одного из партнеров.

На что только не идут участники шоу, чтобы пробиться в финал и выиграть дом стоимостью 120 тысяч долларов. Одна парочка даже по-настоящему поженилась, обзаведясь свадебными нарядами и кольцами, съездив в загс и сыграв свадьбу. Решение бракосочетаться молодые люди приняли всего через неделю после знакомства. До этого у "молодой" из Нижнего Новгорода уже сложилась было любовь с другим партнером, позволившая ей вырваться из общежития в VIP- домик. Но влившийся в шоу позже москвич быстренько порушил чужую любовь и сделал предложение. Жених ради нового большого и светлого чувства также расторг свой первый брак. Удивительно, но неприступные работники загса ради телевидения согласились расписать пару в самые короткие сроки после подачи заявления.

Жизнь молодых, правда, как-то после свадьбы не задалась. Юная жена все больше рыдала и жаловалась на невнимательность новоиспеченного супруга. Супруг ходил бирюком. Короче, через несколько дней после бракосочетания участники взяли да и проголосовали за отчисление молодого мужа из игры.

Вот те, бабушка, и дом за 120 тысяч долларов! Замечу, что молодая жена, прощаясь с законным супругом, поплакала немножко да осталась и, следовательно, по условиям игры должна снова искать себе пару и доказывать подлинность чувств.

Ну вы ж понимаете: если наши с вами сограждане за куда меньшее вознаграждение готовы принародно спускать штаны, погружаться в зловонные лужи и жрать живых червей, то уж полюбить (так и тянет сказать - "полюбиться") на природе, да на всем готовом - раз плюнуть. Даже если дом не достанется - все равно приятно. Молодые гормоны играют, "она любит Дашу, а он любит Машу, вот, блин, ё-мое".

Смотреть на эти рациональные "спаривания" и бесконечную возню молоденьких интриганов и интриганок - "кто против кого сегодня дружит, кто кого сегодня любит?" - менее тошно, нежели на отплевывание других от носка Трахтенберга. Но тоже весьма и весьма неприятно. Уж больно убогое зрелище. Зрелища как такового, собственно, и нет. Изредка они что-то там строят, но больше жмутся по беседкам и кустам. Диалоги укладываются в классическую схему девичьих сплетен: "А он? А она? А ты? Да ты чё!" Девицы сплетничают и жеманничают. Юноши, как молодые волки, охотятся за легкой добычей. Добыча идет по рукам - как наша несчастная, покинутая мужем "молодуха".

Исповедует страждущие добычи юные души - вы будете смеяться - "известная светская львица" (как принято аттестовать ее в светских хрониках) Ксения Собчак, которая теперь с полным основанием может добавить к своему прежнему титулу звание телеведущей. По поводу ее "телеведЕния" замечу одно: пусть уж лучше мисс Собчак будет "светской львицей", меньше ущерба профессии. Но в целом участники шоу и его ведущая выглядят весьма гармонично: "А он? А она? А ты? Да ты чё!"

А чего стоит любовь, построенная на стремлении получить приз и под прицелом телекамер, мы вообще-то уже примерно представляем. Вспомните первое в России реалити-шоу "За стеклом". Какие страсти там бушевали! Марго полюбила Сашу, Макс полюбил Марго, Дэн полюбил Олю, Оля полюбила Марго, но, не выдержав конкуренции с Максом, полюбила Дэна и его денежный приз в 15 тысяч "зеленых".

Где вы теперь, кто вам целует пальцы? Редкие газетные заметки печалят душу впечатлительного зрителя. У одних любовь прошла вместе с быстро истраченными "зелеными". У других любовная лодка разбилась о быт и суровую необходимость жить в реальном мире, а не в мире реалити-шоу. Кто-то, писали, даже попал в психушку, не пережив разительного контраста между этими двумя мирами.

Но те первые "застекольщики" были все же поэтами и романтиками по сравнению с нынешними "домостроителями". Они ждали от телевидения в первую очередь славы и во вторую - денег. Они ужасно старались понравиться аудитории и телевидению, чтобы изменить свою невзрачную жизнь, чтобы попасть в "обойму". Макс писал музыку, Дэн рисовал, Марго танцевала, Оля занималась аэробикой...

Нынешние же - прагматики и циники на все сто процентов. Им наша приязнь - до голубой звезды! У них есть цель - Дом за 120 тысяч долларов (мешок мятых бумажных денег, кредитная карточка, автомобиль - нужное подчеркнуть). И ради этой цели они пойдут на подлость, подлог, унижение, даже на фиктивный брак, если того потребуют условия игры.

Любовь, страсть, нежность, вздохи на скамейке, прогулки при луне... Да бросьте вы. О любви не говори - о ней все сказано. Гораздо раньше и совсем другими творцами. Беда в том, что эти ЭТО называют любовью, девальвируя и низводя до уровня собачьей свадьбы то единственное, во что (по идее) еще верят - должны верить - юные и трепетные души.

Любовь, похожая на "Дом", - что может быть гаже? Разве что дохлая крыса, которую ради денежного приза не брезгуют брать ртом участники экстремального шоу "Фактор страха"? Разве что тухлая рыба, которую не гнушаются жрать участники "Последнего героя"?

Нет, такая "любовь" все-таки гаже. Много гаже. И запашок от нее даже более отвратителен, чем от носка Трахтенберга, болтающегося в приготовленном им неудобоваримом коктейле. Телевидение вопреки всем физическим законам не только передает запахи - от него самого временами несет как от засорившейся канализации.
Комментарии
Прямой эфир