"Свой человек в Госкомрыболовстве" останется в тюрьме

История вымогательства $3,7 млн с руководства дальневосточной компании "Поллукс" началась в середине прошлого года, когда были отменены аукционы по вылову морепродуктов и введены новые формы квотирования. Рыболовецкие компании совершенно не понимали, на каких условиях они должны были теперь работать. Владелец "Поллукса", долгое время работавший в Южной Корее, официально обратился в с заявкой о выделении его флотилии разрешения на вылов в 2004 году 50 тысяч тонн минтая, палтуса, терпуга и трески. Такой объем мотивировался тем, что компания в 2003 году благополучно освоила порядка 20 тысяч тонн и при финансировании со стороны южнокорейских партнеров может вполне справиться с заявленным объемом. Однако заявка долгое время лежала под сукном, что заставило их обратиться к своему московскому представителю, чтобы тот попытался решить вопрос в столице.
Через своих знакомых тот вышел на Ленара Зинатулина, который, в свою очередь, свел его с Александром Лысковым, проработавшим в свое время 15 лет барменом в мурманском Тресте столовых и ресторанов, а затем перебравшемся в Москву в административно-хозяйственное управление ОАО "Российские железные дороги". Лысков на первой же встрече с представителем фирмы заявил: "В Госкомрыболовстве мы теперь своего человека поставили!"
Встреча с Александром Тугушевым, находившегося в ранге заместителя министра, состоялась в октябре 2003 года. На ней в присутствии Лыскова и Зинатулина один из замов директора заявил, что хотел бы получить разрешение на вылов 50 тысяч тонн рыбы. Тугушев недвусмысленно дал понять просителю, что ликвидационная комиссия, которую он возглавляет, собирается вообще вытеснить с рынка порядка 10-15 компаний, работающих за счет иностранного капитала. И "Поллукс" может оказаться в их числе. По словам Тугушева, компании все же можно помочь и переадрессовал решение всех вопросов к Лыскову.
Представителям компании предложили сначала заплатить за "входной билет" $300 тысяч, на что рыболовы были вынуждены согласиться. Здесь нужно добавить, что на этом этапе к переговорам подключилось доверенное лицо Тугушев Владимир Чекунов, который заверил сотрудников "Поллукса", что те обязательно получат 50 тысяч тонн рыбы, если к "входному билету" добавят 100% от суммы официального сбора, установленного налоговым законодательством, то есть $3,7 млн. $1,5 млн рыболовы должны были сразу, еще до получения квоты, перевести через латвийский "Латекс-банк" на счет фирмы, зарегистрированной в штате Кентукки. Что и было сделано.
Остальные деньги в размере $2,2 млн "Поллукс" должен был передать доверенным людям Тугушева наличными в офисе Лыскова, но когда разрешение на квоту будет подписано. Однако в декабре 2003 года подельники решили "развести" рыболовов, заявив, что им срочно нужны деньги, которые надо занести наверх, иначе никаких квот им не видать. Давление на "Поллукс" шло по всем фронтам: соискателям квот даже показывали неподписанный бланк квоты на 32 тысяч тонн рыбы. И те в конце концов сдались. Посредники получили деньги под Новый год и отправились отдыхать в Мексику.
Каким же было удивление представителей "Поллукса", когда 9 января 2004 года на сайте Госкомрыболовства они увидели список всех рыболовецких компаний и выделеных квот. "Поллуксу" межведомственная комиссия разрешала выловить не более 7 тысяч тонн в год! В течение пяти лет. С января по май 2004 года руководство "Поллукса" пыталось достучаться до Тугушева и Лыскова, требуя либо вернуть деньги, либо выделить дополнительные квоты. Неудачникам вернули только $70 тысяч из $3,7 млн. А когда господин Тугушев за возвращение денег предложил хозяевал "Поллукса" переписать на него флот, рыбаки потеряли терпение и обратились за помощью в ГУБОП МВД.