Рейверы взяли Кронштадт без боя
С гастрольной жизнью в Питере не то чтобы очень: многие из исполнителей, посещающих Москву, до Невы не доезжают, а те, что доезжают, вынуждены выступать на довольно паршивых площадках. Зато питерцы сполна отыгрываются летом: по количеству красивейших мест, где можно устраивать увеселительные мероприятия, этот город легко может переплюнуть не только Москву, а и вообще любой населенный пункт к востоку от Дуная. В июле здесь прошел ряд замечательных концертов - на набережной Невы, на Петровской косе, в манеже Кадетского корпуса, а закончился этот во всех отношениях выдающийся месяц еще более мощным аккордом: на правительственной даче К2, что на Крестовском острове, прошел концерт групп Vive La Fete и International Pony (последняя акция фестиваля "Стереолето"), и одновременно на кронштадтских фортах "Александр" и "Константин" прогремел Fortdance - не исключено, что самый крупный и уж точно самый красочный рейв в Восточной Европе. Москве, с ее жалким садиком "Эрмитаж", собачьей площадкой на Болотной и чрезмерно жадной администрацией, такие возможности и не снились.
Вообще-то Vive la Fete - модный бельгийский коллектив, практикующий резковатый электроклэш с выкриками, - двумя днями раньше выступали в Москве, на танцплощадке, приделанной к боулинг-клубу "Апельсин". Но это были словно другие люди: играли они мало и плохо, даже без особенного хулиганства, и произвели впечатление типичной группы, которую в записи слушать куда интересней, чем живьем. Здесь же, в тишине правительственных дач Крестовского острова, на открытой сцене, окруженная куда более восторженными зрителями группа совершенно преобразилась: вокалистка терзала бубен и едва не падала в толпу, гитарист доламывал свой инструмент, а музыка то и дело скатывалась в плотнейший рок-джем, напоминающий лучшие моменты живого выступления группы Moloko в саду "Эрмитаж". Ничуть не хуже Vive la Fete оказались и International Pony - гамбургская бригада электронного кабаре, с равным успехом играющая ромашковый поп в духе Air, кибернетический фанк и какие-то собачьи вальсы на электронной основе.
Прямой противоположностью этого симпатичного светского раута служил фестиваль Fortdance, проводящийся уже в пятый раз. Fortdance, или попросту "Форты", - отличная иллюстрация того, к чему может привести симбиоз питерской выдумки и московской наличности. Танцевать на стоящих без дела крепостях придумали именно питерцы, но очень скоро к делу подключился московский клуб "Цеппелин" и превратил локальное мероприятие в грандиозный рейв с участием суперзвезд танцевальной сцены и ломовыми ценами на вход. В этот раз, например, здесь играли диджеи Себ Фонтейн и Даррен Эмерсон из Underworld, а хедлайнером был голландец Тиесто, диджей номер один в мире по версии журнала DJ Mag. Причем все они играли на общедоступной сцене форта "Константин", куда вход стоил от 300 рублей. До "Александра", стоящего отдельным островом в Финском заливе, надо было добираться по воде и заплатить за это минимум 50, а максимум 100 долларов (за вход на арену deluxe). Забавно, что эта самая 100-долларовая арена оказалась небольшой душной комнаткой, сильно напоминающей московский клуб "Микс" и на три четверти набитой именно москвичами. Именно поэтому настоящие патриоты Питера "Фортами" брезгуют, говоря, что тот, первый раз, когда здесь не продавали воду по 100 рублей за глоток и не было высокобюджетных диджеев, москвичей, фейерверков и рекламы Motorola, а было только частное и незабываемое веселье внутри полуобвалившихся стен, не переплюнуть никому. Тем не менее за пять лет организаторы сумели утрясти все организационные моменты - то есть сделать так, чтобы было достаточно воды, еды, охраны и бесплатных автобусов, чтобы пароходы между фортами курсировали
бесперебойно, а капитаны были трезвыми - и как-то принять уйму народа (по разным оценкам, от 30 до 50 тысяч), которая наводнила в ту ночь кронштадтские форты.