Главный автоэксперт МВД попался на спортивном "Мерседесе"

В Головинском суде Москвы начались слушания по уголовному делу в отношении бывшего главного автоэксперта страны, заместителя начальника отдела экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) МВД России полковника милиции Александра Нагайцева, а также его подельников: сотрудника 7-го отдела ДПС на спецтрассе Рублево-Успенское шоссе майора милиции Сергея Горунова (по кличке Щека) и некоей Анны Зориной, ранее проходившей по делу о сбыте кокаина. Все они обвиняются в хищении тюнингованного "Мерседеса Бенц CL AMG 5,5" (купэ), в мошенничестве, подделке документов, а Нагайцев и Горунов - также в превышении должностных полномочий. После задержания каждый из этой троицы стал валить на другого. Нагайцев утверждал, что испугался угроз со стороны Зориной, а Горунов показал, что полковник не первый раз за вознаграждение делает нужное заключение. Однако в обвинительное заключение вошел только эпизод со спортивным "Мерседесом".
Полковник милиции Александр Нагайцев - автор всех методических пособий по идентификации угнанных автомашин. Его мнение могло изменить выводы любой автоэкспертизы. В поле зрения Главного управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД России он попал после того, как правоохранительные органы занялись поиском дорогостоящего тюнингованного "Мерседеса Бенц CL AMG 5,5", угнанного в Дюссельдорфе в октябре 2002 года и объявленного Интерполом в розыск. Инициатором поиска машины выступила страховая компания из Гамбурга "Краваг-Логистик", которой пришлось выплатить владельцу серебристой "купэшки" почти 91 тысячу евро.
Машину довольно быстро удалось отыскать. В феврале 2003 года сотрудники подмосковного уголовного розыска нашли ее на станции технического обслуживания ЗАО "ЛУКОЙЛ-Москва-Красногорск", расположенной на 15-м километре автодороги "Балтия" (Москва-Рига). Вызволять обнаруженную машину поехала целая группа сотрудников угрозыска и собровцев. "Мерседес" после проверки отогнали на охраняемую стоянку Истринского УВД Московской области, оформив соответствующие документы в Ильинском поселковом отделе внутренних дел. Однако вскоре, как следует из материалов уголовного дела, в Ильинское на другом "Мерседесе" подкатил сотрудник 7-го отдела ДПС на спецтрассе Рублево-Успенское шоссе майор Сергей Горунов, который, представившись сотрудником ГУБОПа, заявил, что "машинку придется вернуть его состоятельному другу-владельцу", который "все равно решит с ней все вопросы".
Появление милиционера в деле с краденой машиной заинтересовало сотрудников ГУСБ МВД. Тем более что у них был и еще один повод заинтересоваться Горуновым: майор успел "засветиться" в деле следователя по особо важным делам прокуратуры Юго-Восточного округа Москвы Салмана Рзаева, который также погорел на автобизнесе и был приговорен к семи с половиной годам лишения свободы. В ходе следствия выяснилось, что Рзаев покрывал Горунова. В частности, он не дал хода оперативным материалам из ФСБ, в которых говорилось, что Горунов занимается контрабандой и постановкой на учет угнанных иномарок.
По ходу дела оперативники выяснили, что спортивный "Мерседес" с перебитыми номерами и поврежденным центральным замком в автосервис на рижской трассе пригнала подруга Сергея Горунова Анна Зорина. Как вскоре выяснили оперативники, эта 37-летняя респектабельная дама в 1994 году проходила по делу о сбыте наркотических средств. Тогда во время обыска у нее изъяли помимо кокаина еще и записные книжки, где среди ее знакомых значились телефоны многих известных людей. В частности, почти все семейство Кобзона. Однако в связи с беременностью женщина была приговорена всего лишь к полутора годам условно. В те годы она еще не была знакома с господином Горуновым, а имела дело на наркониве с неким господином Орловым, который в 2000 году был жестоко убит на даче под городом Видное (сначала его машину протаранил грузовик. Орлов остался жив, хотя и оказался зажатым в искореженной машине. Его сосед побежал вызывать "скорую", а когда вернулся, то увидел, что Орлова застрелили из пистолета). Спустя пару лет новым другом госпожи Зориной стал 30-летний гаишник Сергей Горунов.
Тем временем "Мерседес Бенц CL AMG 5,5" был отправлен в Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД для полного исследования происхождения машины. В ЭКЦ сомнительный "Мерседес" попал в руки 48-летнего полковника Александра Нагайцева. Исследование, как и следовало ожидать, подтвердило криминальное появление иномарки в России, однако свои документальные выводы полковник Нагайцев убрал от посторонних глаз. Потому что угнанная машина нужна была его знакомому Сергею Горунову, который не раз навещал своего коллегу в ЭКЦ. А знали они друг друга еще с 2000 года, когда находились в командировке на Северном Кавказе, занимаясь выявлением криминальных машин.
Понимая, что дорогостоящая иномарка может вернуться к владельцу (а им стала страховая компания "Краваг-Логистик"), подельники решили провернуть следующую аферу. Сергей Горунов вместе с Анной Зориной изготовили поддельный ПТС на "Мерседес", выписанный на подставное лицо, а по нему задним числом оформили в красногорской фирме ООО "БАРС" куплю-продажу машины. И с полным пакетом липовых документов госпожа Зорина отписала полковнику Нагайцеву заявление, чтобы тот вернул ей автомашину. Что последний и сделал, грубо нарушив как законодательство, так и внутриведомственные инструкции. Заполучив машину обратно, Зорина не стала больше искушать судьбу и по-быстрому продала спортивный "Мерседес", да так, что оперативники до сих пор не могут отыскать нового владельца.
В декабре прошлого года отнюдь не святую троицу арестовали. В момент задержания Горунова на Кутузовском проспекте у него был, как говорят оперативники, совершенно "кривой" БМВ-320 (купе) - контрабандный с поддельными номерами и такими же документами на него. Арестованные подельники тут же начали валить все друг на друга. При этом Горунов обвинял Нагайцева в том, что тот требовал у него за "услуги" $5 тысяч, а Нагайцев утверждал, что испугался угроз со стороны Зориной, которая обещала его посадить, если тот не отдаст ей машину. Вдобавок Горунов в показаниях клялся, что Нагайцев неоднократно писал "нужные" исследования и проводил такие же экспертизы не за "спасибо". Кроме того, следствие подозревает, что полковник Нагайцев является автором принципиально новой схемы невозврата дорогих машин владельцам. Смысл ее заключался в том, что оригинальный VIN-код автомашины, находящейся в розыске, вырезался автогеном из корпуса машины, а затем вваривался на прежнее место. И доказать, что VIN принадлежит именно данной машине, становилось практически невозможным.
Тем не менее пока всем троим вменяется один преступный эпизод. Следующее слушание по делу намечено на начало августа.