Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Патриарх Кирилл поздравил православных христиан с Пасхой
Мир
СМИ узнали о готовности ХАМАС к сделке по прекращению огня с Израилем
Мир
Politico узнала о выделении Байденом военной помощи Гаити на $60 млн
Мир
Израильская полиция задержала охрану греческого консула в храме в Иерусалиме
Общество
Путин и патриарх Кирилл обменялись пасхальными подарками
Происшествия
В Курской области уничтожили девять украинских беспилотников
Армия
Рота под командованием младшего лейтенанта Киприна сорвала атаку ВСУ
Мир
СМИ узнали о соглашении ХАМАС освободить 33 заложника для прекращения огня
Мир
В Верховной раде допустили вероятность запроса Украиной отправки европейских войск
Общество
СК возбудил дело после повреждения мемориала «Погибшим солдатам» в Ленобласти
Мир
Потомки ветеранов Великой Отечественной войны провели в их память шествие в Нью-Йорке
Мир
В Аргентине свыше сотни людей вышли на акцию «Бессмертный полк»
Происшествия
МЧС сообщило о ликвидации пожара на складе в Симферополе площадью 1 тыс. кв. м
Мир
Захарова прокомментировала проверки пассажиров из РФ в аэропорту Кишинева
Происшествия
Губернатор сообщил об обстреле ВСУ двух сел в Брянской области
Мир
Политолог назвал объявление Зеленского в розыск сигналом для других стран
Армия
«Народный фронт» доставил бойцам ВС РФ пасхальные куличи

Началась реформа ФСБ

Президент Путин подписал указ о реорганизации ФСБ. Этим указом производятся изменения в структуре ведомства, расширяются полномочия директора Службы и его заместителей. За годы правления Путина спецслужбы, и в особенности ФСБ, вернули и, пожалуй, даже укрепили позиции по сравнению с ранними 90-ми. Однако ни фавор президента, ни широкие полномочия, ни естественное опасение части общества не решили два главных вопроса, стоящих на сегодняшний день перед спецслужбами: резкое повышение профессионального уровня и полный отказ от "вовлеченности" в какие бы то ни было "побочные" проблемы за исключением безопасности граждан. Не отвечает на это и указ президента. Функциональных изменений и не должно быть, считают чекисты: структура уже отлажена. Даже бланки документов менять никто не собирается - все останется как было
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Президент Путин подписал указ о реорганизации ФСБ. Этим указом производятся изменения в структуре ведомства, расширяются полномочия директора Службы и его заместителей (число которых сокращается втрое). Реорганизацию своего ведомства Николай Патрушев будет проводить самостоятельно - на это ему отведено указом 3 месяца.

Когда Путин подписал указ о новой структуре исполнительной власти и дал поручение представить предложения по самореформированию силового блока, казалось, что силовиков, особенно ответственных за безопасность страны в национальном масштабе, он трогать не решается. Это подтверждали и сами сотрудники силовых ведомств, и чиновники в окружении Путина. ФСБ как структура поначалу вообще не обсуждалась как объект реформирования.

Говорили лишь о все-таки "гражданском" МИД (указ о нем появился в понедельник), Минобороны (по сведениям "Известий", кадровые и структурные изменения в МО могут последовать уже на следующей неделе) и немного об МВД, да и то лишь о "косметических" изменениях. "Реформировать силовые ведомства гораздо сложнее гражданских, - говорил "Известиям" несколько дней назад высокопоставленный источник в Кремле. - Скажем, реформирование Минэкономразвития на национальной безопасности все же отразится в меньшей степени, чем перестройка силовых ведомств, где риски гораздо более высоки". Источник также дал понять, что глубокое реформирование спецслужб натыкается на нерешительность президента, хотя признал, что после Ингушетии это делать придется - рано или поздно. "В ФСБ сильно просел профессиональный уровень людей в регионах, - признал источник, - многие из них все еще руководствуются директивами 60-х годов, когда существовала, пожалуй, только ядерная угроза".

Работа спецслужб вызывает пристальное внимание во всех странах мира, в этом смысле наша страна - не исключение. И хотя у России нет своего Ирака, зато есть другие проблемы, характер которых требует новых подходов к их решению со стороны спецслужб.

За годы правления Путина спецслужбы, и в особенности ФСБ, вернули и, пожалуй, даже укрепили позиции по сравнению с ранними 90-ми. Однако ни фавор президента, ни широкие полномочия, ни естественное опасение части общества не решили два главных вопроса, стоящих на сегодняшний день перед спецслужбами: резкое повышение профессионального уровня и полный отказ от "вовлеченности" в какие бы то ни было "побочные" проблемы за исключением безопасности граждан.

Не отвечает на это и указ президента. Этим документом ФСБ вовлекается в орбиту административной реформы: в структуре ведомства появятся самостоятельные службы, а департаменты и управления будут функционировать уже в их составе. Однако что это будут за службы, представители ведомства прогнозировать отказываются: на проведение реорганизации указом отводится 3 месяца (ответственность за ее проведение возложена на директора ФСБ), и окончательная конфигурация за это время может сильно измениться. Впрочем, поменяются скорее всего лишь названия подразделений, утверждают источники "Известий": "произойдет оптимизация системы". О возможности изменения функций, их наращивания за счет функций других ведомств или, напротив, передачи своих функций другим ведомствам (будь то Служба внешней разведки, МВД или Федеральная служба охраны) речи не идет. "Взаимодействовать будем, обмениваться функциями - нет", - прокомментировали источники "Известий".

Функциональных изменений и не должно быть, считают чекисты: структура уже отлажена. Даже бланки документов менять никто не собирается - все останется как было. Требования необходимости серьезного реформирования внутри ФСБ воспринимаются исключительно как происки правозащитников, добивающихся того, чтобы молодежь шарахалась от Лубянки как черт от ладана и в ведомстве некому стало работать. А на озабоченность по поводу продолжающихся терактов ответ звучит примерно так: в задачу ФСБ не входит выкорчевывать социальные корни терроризма. Так что "как структуру ни перекраивай, окончательное решение вопроса не за ней".

Существенные изменения произойдут в руководстве ведомства. Директор ФСБ отныне будет самостоятельно утверждать численность и состав коллегии - раньше это делалось по его представлению президентом. Глава ведомства получил также право не только устанавливать полномочия должностных лиц в системе органов и войск ФСБ, но и возлагать на них дополнительные управленческие функции - ранее это опять-таки требовало президентского решения.

Число заместителей директора уменьшится с нынешних 12 (в том числе трех первых) до 4 (в том числе двух первых). Они получат право представлять свое ведомство в отношениях с другими органами государственной власти - до сих пор этим правом был наделен только директор. Повышается и статус руководителей ФСБ: директор, его первые заместители и заместители приравниваются по статусу, размерам оплаты труда, условиям социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания соответственно к министру России, его первым заместителям и заместителям.

Смогут ли силовые ведомства встроиться в новую концепцию административных отношений - большой вопрос. Опыт весенне-летнего реформирования гражданских ведомств показывает: мечта президента ликвидировать послевыборную паузу в работе министерств и ведомств так и не сбылась. Более того, часть даже гражданских структур, по некоторым сведениям, до сих пор толком не начала работать. Где-то пришлось продлить работу ликвидационных комиссий до осени, где-то только-только утрясли структуру департаментов и отделов. Силовые ведомства - сфера еще более деликатная, требующая ежесекундной работы, потому что в противном случае события в Ингушетии могут повториться в любой точке страны. В Кремле и околокремлевских структурах это понимают. Многие чиновники дают понять, что высшие руководители страны оказались перед чудовищной дилеммой: реформировать спецслужбы без гарантий того, что их работа кардинально улучшится, или оставить как есть, ограничившись действиями косметического характера, и готовить население к тому, что ситуация, подобная ингушской, может повториться где угодно и когда угодно.

Реорганизация силовиков идет в плавном режиме

Согласно еще одному указу президента Путина, число департаментов в Министерстве по чрезвычайным ситуациям (МЧС) сократится с 14 до 11, а вместо десяти управлений и двух самостоятельных отделов будет сформировано восемь управлений. Количество заместителей министра сокращается с 10 до 3. Правда, еще два чиновника будут пользоваться правами замминистра, не находясь в этой должности. Численность центрального аппарата МЧС сокращается с 1039 человек до 825, зато фонд их зарплаты возрастает почти на 10%.

После решений по ФСБ и МЧС в "листе ожидания" административной реформы президентского блока остается еще несколько ведомств. Например, Минобороны - сегодня у Сергея Иванова 9 заместителей, останется 4. В том числе два первых: начальник Генштаба - отвечающий за оперативную подготовку войск и военное планирование (сейчас это Анатолий Квашнин), а также заместитель, отвечающий за непосредственное управление войсками.

Что же касается МВД, то там изменения пока идут в весьма плавном режиме. Уже проведено несколько перестановок среди заместителей, основную же порцию изменений, в том числе и структурных, в МВД ждут до конца лета. В рамках административной реформы логично выглядело бы разделение на федеральную полицию и муниципальную милицию, о которой говорится уже несколько лет (это, кстати, частично освободит МВД от не всегда приятной статистики), но скорее всего в итоге все тоже обойдется достаточно косметическими нововведениями. Кроме того, к президентскому блоку относятся Минюст, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Государственная фельдъегерская служба, Служба по наркоконтролю.
Комментарии
Прямой эфир