Кристиан ПОЛЛАК: "В библиотеке Петербургской филармонии я нашел афишу с концертом моего деда"
- Статьи
- Культура
- Кристиан ПОЛЛАК: "В библиотеке Петербургской филармонии я нашел афишу с концертом моего деда"
- Вы успели посетить несколько концертов фестиваля "Большой вальс", продолжающего традиции знаменитых штраусовских сезонов. Каково впечатление?
- Очень хорошо, что в Петербурге реализуется такой проект: Штрауса и знают, и не знают - в этом феномен. Иоганн Штраус - один из ведущих европейских композиторов, несмотря на элегантную простоту восприятия, очень сложный. Штраус, его окружение, его влияние на других композиторов, сама жизнь старой Вены - обо всем этом нужно рассказывать музыкальным языком. Штраус провел в Петербурге 11 замечательных сезонов, в XX веке эта традиция прервалась и вот возрождается вновь. Мне, как венцу, разумеется, это очень приятно.
- Вы впервые работали с российскими музыкантами - оркестром Эрмитажа. Довольны результатом?
- Из иностранных оркестров, с которыми мне приходилось работать, этот - лучший. Бодрый, ясный, открытый для дирижерского посыла. За короткое репетиционное время для двух концертов нам удалось сделать очень много. Это не только высокопрофессиональный оркестр, это творческие люди, готовые для успеха забыть свои привычки, отступить от стереотипов. Мы очень быстро нашли контакт, и я почувствовал духовное родство. Мы скрупулезно работали над ритмическими рисунками произведений Штрауса и композиторов, представлявших танцевальную традицию старой Вены. Сложность исполнения музыки Штрауса и в том, что она требует абсолютной четкости ритмического рисунка и абсолютной же свободы. Это невозможно объяснить вербально - такой "посыл" оркестр должен почувствовать. И результаты работы с музыкантами Эрмитажного оркестра меня приятно удивили.
- Вы дали два концерта: "Музыка старой Вены" в Константиновском дворце и "Штраус и сыновья" в Эрмитажном театре. Какие впечатления от этих, новых для вас площадок?
- Эрмитажный театр имеет особую атмосферу. Здесь чудесная гармония архитектуры и самой истории. А в Константиновском дворце все пока еще немножко стерильно, слишком ново. Вообще, Голубой зал Константиновского дворца идеален для камерного музицирования. И мы это почувствовали. Некоторый диссонанс, конечно, вносят вмонтированные в стены видеоэкраны. На фоне барочных интерьеров они смотрятся парадоксально.
- С какими впечатлениями от Петербурга вы уезжаете?
- Для меня Петербург - город абсолютно итальянский. После прогулки по рекам и каналам я стал воспринимать его как многократно увеличенную Венецию, может быть, еще более элегантную, нарядную и - новую. Это удивительный город. На всю жизнь мне запомнится Янтарная комната в Екатерининском дворце Царского Села. Я ходил по залам дворца, потрясающе отреставрированного, и думал о русской истории, восхищался Петром I и Екатериной Великой. Что касается Эрмитажа, то ощущение от него можно выразить одним словом - потрясение. У нас в Австрии, в Вене, тоже великолепные музеи, главный из них - всемирно известный Музей истории искусств. Но то, что я увидел в Эрмитаже, ошеломило меня. Остальное рядом с ним - ничто.
- Были ли у вас личные открытия в этой поездке?
- Да, было одно, и очень лирическое. В библиотеке Петербургской филармонии я листал старые афиши и нашел одну - с концертом моего деда. Я не знал, что в начале 30-х годов он приезжал в Ленинград и дирижировал в Большом зале филармонии. Так что я, приехав сейчас в Петербург, продолжил семейную традицию.