Мяч, изготовленный Adidas для Евро-2004, обогатил компанию. И вызвал ярость у футболистов
- Статьи
- Экономика
- Мяч, изготовленный Adidas для Евро-2004, обогатил компанию. И вызвал ярость у футболистов
Свой первый мяч для главного футбольного соревнования Европы фирма Adidas сделала в 1968-м. В 1972-м ее статус официального поставщика был подтвержден договором с континентальным союзом национальных футбольных организаций - УЕФА. В том же году компания начала производить мячи и для мировых первенств. Сегодня - не в последнюю очередь благодаря этому - на ее долю приходится 30% мирового рынка мячей.
До последнего времени все шло сравнительно гладко - особенности новых мячей иногда обсуждались, но никогда не попадали в число главных проблем футбольных состязаний. Однако политика ФИФА - мировой федерации футбола, нацеленная на увеличение числа голов, затронула и творческую мысль разработчиков инвентаря. Ее последним плодом и стал "Ротейро" - мяч, имя которого воспроизводит название путевых дневников португальского мореплавателя Васко да Гамы.
Это первый мяч, оболочка которого состоит не из сшитых, а из спаянных друг с другом частей. Черные полосы, пересекающие его металлического цвета поверхность, символизируют параллели и меридианы земного шара. Его параметры тяготеют к самым большим показателям веса и самым маленьким размерам, допускаемым требованиями ФИФА (допускающими вес от 410 до 450 граммов и длину окружности от 68 до 70 сантиметров). Для чемпионата в Португалии Adidas поставила 2300 "Ротейро". Общее количество проданных мячей, как заявил в телеинтервью агентству Bloomberg генеральный директор компании Герберт Хайнер, составит в этом году 6,3 млн. А подстегнутые появлением новинки продажи футбольной продукции Adidas вырастут с 800 млн евро в прошлом году до 850 млн евро в этом. Большинство "Ротейро", по признанию главы подразделения Adidas-Salomon по производству спортинвентаря Гюнтера Пфау, сделаны в Таиланде.
Судя по результатам матчей, новый мяч пока не столько помогает, сколько препятствует повышению результативности игр, которого добивается ФИФА. На чемпионате в Португалии заметно меньшее число голов, чем прежде, забивается с дальних дистанций. По сути пока, перед финальным матчем, таких примеров всего три: это голы чешского футболиста Хайнца в ворота сборной Германии, француза Зидана в ворота англичан и португальца Манише голландцам.
Зато не сосчитать жалоб вратарей, полевых игроков и тренеров на необычную траекторию, по которой перемещается "Ротейро" при попытках отдать длинную передачу или ударах издали, и на цвет, иногда делающий его почти невидимым. Голкипер сборной Англии Дэвид Джеймс назвал его "ужасным", итальянский коллега Джеймса Джанлуиджи Буффон пожаловался на необычный отскок, а полевые игроки сборной Италии Андреа Пирло и Франческо Тотти посетовали, что он слишком твердый и что игра им напоминает пляжный футбол. По мнению тренера чешской команды Карела Брюкнера, такой мяч хорош для мадридского "Реала", предпочитающего короткие передачи, но не для его команды, которой пришлось переучиваться и менять систему игры. Наиболее сдержанные отзывы исходят от финалистов первенства. Греческая команда, по словам полузащитника Вассилиса Циартаса, находит "Ротейро" всего лишь "странным". А португалец Криштиану Роналду считает, что это дело привычки. "Мне, - заявил он перед полуфинальным матчем с Голландией, - подойдет любой мяч".
Adidas настаивает на том, что во время тестирования новый мяч "летел прямо", если по нему "били прямо", и "не трепетал" в полете. Хотя и проявил способность двигаться "по очень странной кривой", если придать ему дополнительное вращение. Однако все эти отклонения возможны только в том случае, если они входят в намерения игрока. Пока готовность воспользоваться дополнительными возможностями выразил только один футболист. И он играет в финале.