Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ: "В музеях хулиганы бывают, но оригинально никто еще не хулиганил"

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский стал офицером Почетного легиона (следующая ступень после кавалерского ордена, который у Пиотровского уже есть). Незадолго до получения престижного французского ордена МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ стал гостем "Прямой линии" "Известий". Ответы на вопросы читателей записала ЮЛИЯ КАНТОР. "На месте, где в советское время был Ленин, сейчас действительно висит тканый портрет - шпалера - Екатерины Великой, основавшей Эрмитаж. Такие портреты когда-то дарились как дипломатические подарки. Нынешние властители тоже дарят свои портреты - фотографии. Они и стоят у меня в кабинете, выстроенные в ряд"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский стал офицером Почетного легиона (следующая ступень после кавалерского ордена, который у Пиотровского уже есть). Незадолго до получения престижного французского ордена МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ стал гостем "Прямой линии" "Известий". Ответы на вопросы читателей записала ЮЛИЯ КАНТОР.

- Михаил Борисович, несколько лет назад в вашем кабинете висел портрет Екатерины Великой. Появился ли там портрет президента Путина?

- На месте, где в советское время был Ленин, сейчас действительно висит тканый портрет - шпалера - Екатерины Великой, основавшей Эрмитаж. Такие портреты когда-то дарились как дипломатические подарки. Нынешние властители тоже дарят свои портреты - фотографии. Они и стоят у меня в кабинете, выстроенные в ряд. Это портреты лиц, посещавших Эрмитаж, - английской королевы, голландской королевы, испанской королевы и многих других. Есть и портреты президента России, потому что, как вы знаете, он часто приходит со своими гостями в Эрмитаж. Довольно большой приятный набор лиц.

- Как вы относитесь к идее приватизации памятников архитектуры?

- Я думаю, мы должны говорить не о приватизации. Это частный момент общей проблемы: как памятники сохранить и передать следующим поколениям. Они не могут стоять просто так, их надо использовать, и это важнейшая проблема, как использовать. Я уже говорил, что есть старый способ - музеефикация. Но нельзя везде делать музей. Новые веяния пришли - давайте делать бизнес-центры... Но опыт показывает, что в красивых зданиях так дорого содержать бизнес-центр, что они все оказываются невыгодными. Я думаю, способы использования должны быть комбинированные - какая-то частичная коммерция, типа музейных магазинов, рестораны, но такие, которые тоже контролируются либо музеем, либо другим учреждением культуры. Вот какой-то такой симбиоз коммерции и культуры, где культура имеет главное значение, вот то, что мы имеем в музеях России, по крайней мере в Петербурге, и в Русском музее, и в Эрмитаже, в Петергофе и в Царском Селе. Надо искать пути. Самое наивное: продадим - и все будет в порядке. Мы продадим - и ничего в порядке не будет, потому что частный хозяин не обязательно хороший хозяин.

- Есть ли вероятность, что коллекция яиц Фаберже войдет в коллекцию Эрмитажа?

- Я думаю, вероятности особой нет. Но эти вопросы могут привести к тому, что эти яйца вообще уедут обратно из России. Потому что постоянные разговоры журналистов о том, что вот Эрмитаж и Музеи Кремля бьются за то, чтобы получить яйца Фаберже, смущает их владельца. Елена Гагарина, директор Музеев Кремля, и я старались всегда дипломатично говорить на эту тему, потому что это частная собственность. И если мы будем все время говорить, что мы хотим это забрать себе, а все-таки мы - Россия, уж если очень захотим, так все заберем, - хозяин сразу испугается и увезет подальше. Наше предложение - я писал об этом владельцу коллекции Вексельбергу, - что если вещи остаются в России, лучшим вариантом было создать отдельный музей Фаберже. Создать его, например, в доме Фаберже в Петербурге или где-нибудь в другом месте в качестве такого центра ювелирного искусства и обучения ювелиров. Я думаю, что это как раз такой пример, когда может возникнуть прекрасный частный музей.

- Сколько экспонатов сегодня находится на балансе Эрмитажа? Какая часть из них доступна для показа, а какая находится в запасниках? В своей программе "Момент истины" Андрей Караулов обвинил лично вас в том, что якобы 220 тысяч особо ценных экспонатов исчезли из музея. При выборочной проверке из 100 экспонатов обнаружено только пять. Если можно, прокомментируйте этот факт. Спасибо.

- Разная чепуха по поводу эрмитажных коллекций неоднократно высказывалась, проверялась прокуратурой, ее правдивость равна нулю. А происходит это из глубокой неосведомленности или из определенного политического заказа. В Эрмитаже три миллиона экспонатов. У нас сейчас показывают примерно 5%. Музеи такого уровня, как Эрмитаж, - Лувр, Прадо и др. - показывают 10%. После реконструкции мы будем показывать 20%. В музеях собираются коллекции, хранятся, реставрируются, выставляются. Существует проблема доступности экспозиции, необходимо сделать так, чтобы была возможность показать тот или иной экспонат. Что касается обвинений в исчезновении части экспонатов музея - музей не склад, вещи у нас уникальные. Идет постоянная проверка вещей. Выборочные проверки не обнаружили отсутствия вещей в Эрмитаже. По спискам всегда можно все найти, такая проверка была сделана для прокуратуры и Счетной палаты. Иногда музеи обвиняют в подмене картин, и подобные обвинения - тоже производная неграмотности. Только человек, не посещающий музей, думает, что картину можно подменить. Все на месте.

- Здравствуйте. Вас беспокоят из Архангельской области. Мне бы хотелось узнать, наверняка у вас в музее бывают хулиганы. А бывает так, что оригинально как-нибудь хулиганят?

- В музеях хулиганы бывают, но оригинально никто еще не хулиганил. Надо сказать, что все хулиганы точно не оригинальные, они никакого интереса не представляют. Может быть, один был самый интересный хулиган, но это был не совсем хулиган. Был молодой человек, который служил у нас в охране, его звали Денис, а Денис значит Дионис. И он приносил жертву вином к статуе бога Диониса. Когда он ночью дежурил, то капал красным вином на постамент статуи Диониса. Это единственное интересное хулиганство. А так все очень примитивно, к сожалению.

- Михаил Борисович, здравствуйте. Меня зовут Наталья. Я из Москвы звоню. Вопрос, может быть, немножко странный: я читала, что в Эрмитаже чуть ли не на окладе живет стая котов. Скажите, пожалуйста, зачем вам коты?

- Их 50 штук - предел. Они не на окладе, на них сотрудники Эрмитажа собирают деньги с каждой зарплаты, с тем чтобы их кормить. Но в содержании котов всегда был практический смысл, они только своим видом отпугивают крыс и мышей, которые, сколько бы их ни травили, все равно есть, там целый мир живет крыс и мышей. Вообще в Петербурге и под Петербургом они мигрируют - то исчезают, то появляются. Поэтому коты всегда были в Зимнем дворце - это лучше, чем яд, хотя яд мы тоже используем. Ну а второе - было время, когда людям было совсем плохо, а котам еще хуже, и наши сотрудники кроме своих еще подбирали всяких несчастных котят, они прижились, и мы стали помогать им жить. Людям трудно, у нас нет возможности помогать людям, а помогать кошкам можно.

- Понятно, а коты помогают вам охранять экспонаты от грызунов.

- Помогают охранять, а кроме того, стали главными ньюсмейкерами, теперь про них пишут больше, чем про Рембрандта.
Комментарии
Прямой эфир