Правительству опять досталось
Вчера на совещании у Владимира Путина обсуждался текст бюджетного послания на 2005 год. Присутствовали руководители правительства и кремлевской администрации. По закону президент обращается с посланиями два раза год. Послание Федеральному собранию, которое определяет приоритеты в политической, экономической и прочих сферах, президент зачитывает лично. Бюджетное послание поступает в парламент и правительство в письменном виде. В нем обозначаются приоритетные направления расходов, меры в области налоговой политики и межбюджетных отношений. Обычно президент дает такую директиву в конце мая - начале июня, когда правительство приступает к работе над проектом бюджета. В этом году послание задерживается больше чем на месяц.
Дело не только в административной реформе, парализовавшей исполнительную власть (один иностранный аналитик пошутил, что только в России могут жить месяц без кабинета министров). Решения, принятые в кадровой и структурной неразберихе, создали серьезные угрозы, или, как выражается премьер, "узкие места", в бюджетной и налоговой сфере. Об этих узких местах пытаются сообщить российским властям международные наблюдатели.
Старший экономист московского представительства Всемирного банка (ВБ) Кристоф Рюль представил очередной доклад о российской экономике. В докладе отмечено, что темпы экономического роста выше 7% "приобретают в России характер закономерного явления" и впервые с 2000 года рост в перерабатывающей промышленности превысил показатели сырьевых отраслей. Вместе с тем эксперты банка указывают, что позитивные явления в российской экономике связаны в основном с высокими ценами на нефть. "Уровень диверсификации экономики недостаточен для того, чтобы обеспечить устойчивость роста в период меняющихся цен на нефть", - делает вывод ВБ.
Кристоф Рюль затруднился назвать потенциальные "точки роста", поиском которых сейчас занимается правительство. По его мнению, лучшее, что может сделать государство, - не вмешиваться в экономическую жизнь и отказаться от идеи промышленной политики. По статистике в России самые неэффективные отрасли как раз те, которые контролирует и субсидирует государство.
Всемирный банк соглашается с Международным валютным фондом (МВФ) в определении главной ошибки, которую может и уже готово совершить российское правительство, - это трата денег стабилизационного фонда на покрытие дефицита пенсионной системы. Снижение ставки единого социального налога в 2005 году грозит дефицитом Пенсионному фонду, и Минфин предлагает взять недостающие ПФР средства из стабфонда, после того как в нем накопится базовая сумма в 500 млрд руб. Других источников покрытия дефицита нет - расходы бюджета увеличиваются в связи с переводом льгот в денежную форму на 2% ВВП.
ВБ разделяет опасения, высказанные в отчете миссии МВФ, о том, что оплаченные из стабфонда реформы налогов и льгот подорвут стабильность российской экономики и еще больше усложнят задачу по снижению инфляции и сдерживанию роста рублевого курса. Стабфонд, куда поступают сверхдоходы бюджета от нефтяного экспорта, выполняет важную стерилизующую функцию. По мнению экспертов ВБ, при таком высоком уровне цен на нефть правительство, напротив, должно увеличить отчисления в стабфонд, чтобы не допустить вливания в экономику дополнительных денег.
"Если считать целью стабфонда стабилизацию экономики, то единственное закономерное его использование - погашение внешнего долга", - сказал Рюль, добавив, что считает странной саму идею правительства установить минимальный размер фонда в 500 млрд руб., который должен тратиться на определенные цели, а все, что свыше, тратить "исходя из других соображений".
Всемирный банк выражает сочувствие российскому Центробанку, который "зажат" между необходимостью сдерживать рост рублевой массы в целях снижения инфляции и огромным притоком иностранной валюты, который приводит к росту курса рубля. Одновременно контролировать инфляцию и сдерживать укрепление рубля очень трудно. По мнению ВБ, власти должны принять "политическое решение" и выбрать наименьшее зло. Здесь точки зрения расходятся. МВФ полагает однозначным злом инфляцию и спокойно относится к укреплению рубля. Советник президента Андрей Илларионов считает крепкий рубль помехой для развития отечественного производства, но полностью поддерживает критику международных финансовых организаций в адрес правительства.
Илларионов выпустил заявление для прессы, в котором согласился со всеми замечаниями Валютного фонда и назвал отчет миссии "одним из наиболее профессиональных аналитических докладов текущего состояния дел в российской экономике". Более того, Илларионов считает отчет МВФ "первым развернутым программным документом, который на деле способствует решению задач, сформулированных президентом в послании Федеральному собранию".
Другое дело, что иностранные эксперты (в частности, об этом говорили аналитики Fitch) давно заметили, что поставленные нашим президентом задачи противоречат друг другу. Для удвоения ВВП нужны масштабные инвестиции, для снижения инфляции - сокращение оборота денег. А сократить уровень бедности в два раза, при том что в России 15 млн бюджетников и 100 млн льготников, можно только за счет роста социальных расходов государства.