Американские консультанты российского правительства оказались мошенниками
Джонатан Хей с начала 90-х годов возглавлял московское отделение ныне уже не существующего Гарвардского института международного развития. Андрей Шлейфер, который до сих пор работает в Гарвардском университете, в 1994-1997 годах находился в Москве от Гарвардского института международного развития в рамках американской программы помощи России в деле перехода на рыночную экономику. На осуществление этой программы Гарвардский университет получил от американского Агентства по международному развитию $34 миллиона. В Москве оба американца также числились советниками Федеральной комиссии по ценным бумагам, которая в то время получала от всевозможных западных организаций многомиллионные гранты на формирование в России фондового рынка.
Первые обвинения в нечистоплотности в адрес двух советников появились сразу после их возвращения на родину в 1997 году. А в 2000 году прокуратура США возбудила уголовное дело и начала расследование. Следователи установили, что Шлейфер, Хей, а также их супруги основали в Москве различные российско-американские фонды, риэлторские агентства и инвестиционные компании. Пользуясь доступной им закрытой информацией, они вкладывали личные деньги в акции российских предприятий. Однако в соответствии с соглашением между правительством США и Гарвардским университетом советникам было категорически запрещено делать какие-то вложения на территории России.
Зная об этом, Шлейфер и его жена Нэнси Циммерман тем не менее на $464 тысячи из личных сбережений купили акции нескольких российских нефтяных компаний. Также Шлейфер на деньги своих родителей и родственников приобрел пакет акций "Газпрома". Хей вложил в наши нефтяные компании $20 тысяч, а также выписал Шлейферу чек на $66 тысяч с правом на свободные инвестиции. Все эти приобретения делались на подставных лиц, как правило, родственников Шлейфера и Хея.
Кроме того, в 1994 году Элизабет Хиберт (в то время подруга, а ныне жена Джонатана Хея) создала в Москве компанию "Паллада Эссет Менеджмент", которая стала первой фирмой, продававшей на свободном рынке акции подлежащих приватизации российских предприятий. По мнению следствия, "Паллада Эссет Менеджмент" слишком быстро получила лицензию ФКЦБ. Сам Хей имел чуть ли не прямой доступ к конфиденциальной информации ФКЦБ о планах приватизации многих российских компаний. Это, как посчитала прокуратура США, предоставило "Палладе" колоссальные преимущества в торговле ценными бумагами и государственными краткосрочными обязательствами.
- Налицо явное пренебрежение этическими нормами, - заявила после окончания расследования Сара Блум, помощник федерального прокурора штата Массачусетс. - Двое экспертов, которых наняли для того, чтобы пропагандировать в России законопослушание, честность и открытость рынков, на деле преподали совершенно не тот урок.
В Федеральный суд штата Массачусетс дело передали в июне 2002 года. После многомесячного разбирательства судья Дуглас Вудлок признал Шлейфера и Хея виновным в мошенничестве, а также в фальсификации отчетов о своей деятельности. Обвинения в отношении их жен судья отверг. 19 июля суд должен решить, какой ущерб должна заплатить администрация Гарварда за деятельность сотрудников. Прокуратура в интересах Агентства по международному развитию требует выплатить $102 миллиона. Однако Вудлок после оглашения приговора заявил, что штраф в трехкратном размере - "это слишком".