Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Мир
Глава МИД Франции заявил о желании ЕС согласовать новый пакет санкций с США
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Мир
В США сообщили о связи с Индией и Пакистаном для предотвращения эскалации
Общество
В Екатеринбурге открылась выставка трофейной техники НАТО
Мир
Рубио указал на необходимость усилий Европы для урегулирования на Украине
Мир
Депутат рады заявила о массовом самовольном уходе военнослужащих из ВСУ
Мир
Госдеп США заявил об укреплении нацбезопасности Украины после сделки по ресурсам
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Общество
В Москве и Московской области стартовала акция «Бессмертный полк на транспорте»
Мир
Более 285 тыс. человек приняли участие в мероприятиях ко Дню труда в Турции
Мир
В ВОЗ заявили о проблемах с перечислением зарплат из-за прекращения помощи США
Мир
Вучич заявил о плане приехать в Москву 9 мая при любых последствиях
Политика
Пушков назвал сделку США и Украины шагом к полуколониальному статусу Киева
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Вэнс сообщил о «пропасти» между позицией РФ и Украины в переговорах
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Государственническую идею мы...

Явной неудачей дискуссии насчет писем М.Б. Ходорковского из тюрьмы было отсутствие согласия даже по исходному пункту всего послания - "Мы либеральное дело прос..ли". Причем местоимение можно даже убрать. Пусть не мы, и даже не вы, пусть он, она, оно, оне. Главный смысл сообщения в данном случае несет на себе глагол, и, чтобы избежать перехода на личности с неизбежным вопросом "Кто виноват?" и столь же неизбежным ответом "Я - не я, и лошадь не моя", конструкцию можно было перевести в пассив - "либеральное дело прос..но", а кем - в принципе не столь существенно. Последствия констатируемого факта важнее, чем частные определения по адресу тех или иных лиц. Между тем исходный пункт - пусть не для всех приятная, но при этом внятная очевидность...
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Явной неудачей дискуссии насчет писем М.Б. Ходорковского из тюрьмы было отсутствие согласия даже по исходному пункту всего послания - "Мы либеральное дело прос..ли". Причем местоимение можно даже убрать. Пусть не мы (мы совершенно ни при чем), и даже не вы, пусть он, она, оно, оне. Главный смысл сообщения в данном случае несет на себе глагол, и, чтобы избежать перехода на личности с неизбежным вопросом "Кто виноват?" и столь же неизбежным ответом "Я - не я, и лошадь не моя", конструкцию можно было перевести в пассив - "либеральное дело прос..но", а кем - в принципе не столь существенно. Последствия констатируемого факта важнее, чем частные определения по адресу тех или иных лиц.

Между тем исходный пункт - пусть не для всех приятная, но при этом внятная очевидность, свидетельством чему - огромный корпус фактов, как-то: электоральные результаты, политические рейтинги, окончательный сдвиг в риторике, где ключевые понятия из либерального лексикона (взять ту же свободу слова) не располагают к себе слушателя, а напротив, вызывают отторжение. Когда бы желание спорить с очевидностью было не столь сильным, признание ее сильно бы облегчило понимание того, что случилось. Ибо случилась вещь довольно обычная - разрыв между сущностью и явлением в какой-то момент зашел так далеко, что уже не чьи-то грехи, проходящие по разряду акциденции, но уже сама субстанция, сама сущность либеральной идеи стала вызывать в лучшем случае презрительное отторжение - а то и прямую ненависть. Свобода слова как отблеск божественной природы человека - и Гусинский с Березовским. Свободная Россия - и крайняя нечуткость к истории и культуре "этой страны", с периодическими заездами даже и в русофобию. Свободный труд на незыблемых основаниях собственности - и чисто конкретная практика ряда свободных собственников. Между тем человек так устроен, что в массе своей (и в особенности - в демократической массе) он неспособен к безэмоциональному познанию мира. Конечно, легче было бы, когда всякий, рассуждая философски-рационально, отмечал бы, что свободное общество свободных людей - это ценность насущнейшая и превосходнейшая, и безобразия, учиненные свободными людьми после раскрепощения, - это лишь пена на могучем потоке, пена, конечно же подлежащая всяческой фильтрации и очищению, но не могущая отменить самой великой сущности. Рассуждай так все, совершить с либеральной идеей описанное М.Б. Ходорковским действие было бы невозможно, но жизнь устроена по-другому, и не бывало так, чтобы идее удалось избежать кары (зачастую чрезмерной и пристрастной) за творимые под ее сенью безобразия.

Впрочем, когда даже многие либералы считают дискуссию надуманной, тем более до нее мало дела носителям других идей - "предоставим-де мертвым погребать своих мертвецов". Но в идейной борьбе погибель одной идеи означает не столько всеконечное торжество другой, сколько передачу хода. С либеральной идеей случилось то, что уже случилось - недаром М.Б. Ходорковский употребил перфектную форму, тогда как с государственнической идеей, уже пятый год, как торжествующей, это пока происходит в настоящем времени.

Диктатура закона обернулась практикой произвольных опал на основе личного гнева. Восстановление связи времен, без которой не может существовать держава, выразилось в третьей версии михалковского гимна и Андропове из нержавейки. Усмирение бандитизма закончилось тем, что к предпринимателю с предложением поделиться приходят уже не стриженые братки, но чекисты с горячим сердцем и холодной головой, и сравнение античных рэкетиров с новейшими часто оказывается не в пользу последних. Чиновное хищничество скорее даже расцвело по сравнению с прежней эпохой. Консолидация общества на основе органических ценностей свелась к унылому воспеванию одной-единственной личности, а роль Гегеля при прусской монархии исполняет синтетический политтехнолог Палковский. Можно стабилизироваться на такой основе и далее - если не помнить, что в конце 80-х гг. случилось со сходной стабильностью и как тогда были выплеснуты все государственные ценности. Но Немезида тем отличается от В.В. Устинова, что воздает равномерно и невзирая на лица. Если сущность и явление входят меж собой во все расширяющийся разрыв, ей все равно, кого за это карать - хоть либералов, хоть государственников, хоть гайдарочубайсов, хоть совсем других лиц. Пока дело идет к тому, что по результатам всего этого кто-то скоро напишет: "Государственническую идею мы etc". Будем надеяться, что хоть из более приятного места, нежели то, откуда писалось про идею либеральную.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности