РУПЕРТ ЭВЕРЕТТ: "Голливудский гламур приедается"
- В начале девяностых вы несколько месяцев снимались в мини-сериале Сергея Бондарчука "Тихий Дон", играли Григория Мелехова. Можно ли сравнить пребывание в Москве главного героя "Иной лояльности" и ваш личный московский опыт тринадцатилетней давности?
- Обстоятельства слишком разные. У Кима Филби не было никакой возможности вернуться в Англию, он попал в западню - лишился страны, семьи, никогда больше не видел детей. Он самым жалким образом окончил свои дни в Советском Союзе - просто спился. Человеком он был, совершенно очевидно, несчастным. Когда я оказался в Москве тринадцать лет назад, я процветал. В итоге это оказался еще и очень важный человеческий опыт. Я работал с очень необычными, яркими, почти эксцентричными людьми. Тогда разница между Востоком и Западом еще была огромной: образ жизни, образ мыслей. Магазины, еда, стиральный порошок - в Европе ты об этом не думаешь, в Москве это становилось реальной каждодневной проблемой. В деревне было еще хуже - мы три раза ездили в станицу Вешенскую, там просто нечего было есть. Но в отличие от Кима Филби, я всегда помнил о том, что мне ход назад не закрыт.
- Несмотря на разницу менталитетов, тогда вы приобрели в России много друзей...
- Знаете, раньше меня всегда удивлял Чехов. Его персонаж может быть абсолютно счастлив и тотально несчастлив в течение одного часа. Как это получается? Загадка. Для меня это и есть проявление русской ментальности. В Америке, в Англии люди стараются найти логическое обоснование такой быстрой смене эмоционального фона. Когда я жил в России, я понял, что осмыслить это невозможно, но проблема существует: у русских людей действительно за подъемом следует стремительный спад. Я тоже начал испытывать нечто подобное - от эйфории к депрессии и обратно.
- "Тихий Дон" больше десяти лет пролежал на полке из-за проблем с итальянскими продюсерами, теперь наконец выходит на экраны. За это время у вас не возникало чувство, что вы несколько месяцев потратили напрасно, снимаясь в картине, которую до сих пор никто не увидел?
- Может быть, "Тихий Дон" Бондарчука, как вино, стал только лучше от тринадцатилетней выдержки? Думаю, что то, что мы сделали, сейчас смотреть будет еще интереснее, чем тогда.
- Вы работали в России, в Европе и в Голливуде. Как вы думаете, есть ли у европейского или русского кинематографа шанс догнать и перегнать Америку?
- Зачем? Американское кино в массе своей - бесполезное, скучное и лишенное смысла зрелище. Голливудский гламур, как английский газон, - пять-шесть поколений американцев создавали эту мифологию. Вам надо учиться кинобизнесу. Учиться продавать то, что у вас есть, что пользуется спросом и может быть вашей визитной карточкой на культурном рынке. Историю Екатерины Великой, например. Или Николая Второго и Александры. Тем более что Америка сейчас уже совсем не так популярна в мире, как несколько лет назад. Знаете, все приедается.