Авиастроители крутятся и взлетают

По мнению президента научно-производственного центра "Технокомплекс" Гиви Джанджгавы, этот путь не только поможет выйти из кризиса, но и покажет новые сферы приложения идей, имеющих перспективу развития. "Технокомплекс" объединяет 17 предприятий ВПК и свыше 30 тысяч работников, занимающихся производством бортового и наземного радиоэлектронного авиационного оборудования (БРЭО), в основном для военных нужд. БРЭО разрабатывают и модернизируют для военных "Сушек" и МиГов, гражданских Бе-200, Ту-204, Ил-114. В конце прошлого года НПЦ стал победителем в разработке и производстве БРЭО для истребителя 5-го поколения. Однако военных заказов недостаточно, поэтому единственный вариант для развития холдинг видит в гражданском высокотехнологическом секторе. Для НПЦ это в основном оказалась топливная сфера.
- По ряду направлений у нас уже есть некоторый опыт взаимодействия с нефтяниками, газовиками и энергетиками, по другим его надо развивать, - говорит Джанджгава. - В большинстве случаев необходимое им оборудование можно купить на Западе. Наша задача - изучив потребности отрасли и выработав план совместных действий, предложить конкурентоспособные аналоги.
Одним из первых опытов сотрудничества стало создание ФНПЦ "Раменское приборостроительное конструкторское бюро" совместно с Минэнерго гироскопических и магнитометрических инклинометров МГИ-1, применяемых для определения траектории скважин. Прибор похож на американский Sperry San, а вот цена оказалась значительно ниже. Два первых образца уже используются в компании "Башнефть".
Институт прикладной механики им. Кузнецова совместно с НПО "РОТОР" разработал и начал серийный выпуск массометра СМ-01 ЕХ, предназначенного для измерений количества расходуемой массы газообразной и жидкостных сред. Устройство уже стоит на бензоколонках Владимира, Рязани, Касимова и Борисоглебска.
Для длительной непрерывной работы перекачивающих станций и энергоустановок "Технокомплекс" предлагает использовать применявшиеся раньше только на авиадвигателях датчики температуры с повышенным рабочим ресурсом - 10 тысяч часов непрерывной работы при температурах от 1 до 1,2 тысячи градусов.
По мнению специалистов, сегодняшнее плачевное состояние авиапрома не так однозначно. Если головные предприятия - производители конечной продукции - самолетов и вертолетов - действительно не в состоянии самостоятельно существовать без поддержки государства, то смежные отрасли - двигателестроение и приборостроительные - вполне могут приспособиться, двигаясь в том же направлении, что и весь остальной мир.