"Ну-ка, ну-ка, кого это вы там лапаете?"

В суде допросили свидетеля Валерия Лосоновича, работавшего в день изъятия записки у Артюховой помощником дежурного по изолятору. Напомним, 11 ноября адвокат Ольга Артюхова была задержана на выходе из СИЗО "Матросская Тишина" после встречи со своим подзащитным Михаилом Ходорковским. Представители Генпрокуратуры заявили, что у нее изъяли записку, написанную самим Ходорковским, которую адвокат якобы пыталась порвать.
Представитель Генри Резника Александр Макаров (сам господин Резник сослался на занятость и в суд ни разу не явился) попытался выяснить у свидетеля, насколько пострадали от высказывания Резника истцы - Александр Фукалов и Владимир Базанов - и насколько подорвана репутация СИЗО.
- Скажите, - обратился Макаров к Лосоновичу, - в вашем коллективе обсуждались слова Генри Резника?
- Конечно. И после этого Фукалов и Базанов стали предметом шуток и насмешек. Встречая их, многие спрашивали: "Ну-ка, ну-ка, кого это вы там лапаете?"
- После телевыступления Резника из СИЗО кого-нибудь уволили? - продолжал допрос адвокат ответчика.
- Нет.
- После телевыступления Резника перестали в СИЗО поступать лица для содержания или, может, их стало поступать меньше?
- Нет.
Лосонович - один из основных свидетелей. В тот день он вместе с Фукаловым и Базановым в качестве старшего по должности участвовал в досмотре адвоката Артюховой. В протоколе досмотра из трех подписей одна - его, Лосоновича.
- Интересно, - не унимался адвокат Макаров, - а почему ваши коллеги посчитали себя оскорбленными фразой Резника, а вы нет?
- А я не досматривал, я только организовывал и контролировал процесс, - пояснил свидетель.
Адвокат инспекторов "Матросской Тишины" Александр Островский то и дело подпрыгивал на стуле и выкрикивал претензии в адрес вопросов другого адвоката. Он получил от судьи три устных замечания и одно с занесением в протокол заседания, но так и не успокоился.
Одним из ходатайств адвоката Макарова о приобщении к делу новых материалов стало лингвистическое заключение Института русского языка РАН относительно слов "досмотр" и "обыск", поскольку истцы говорят о досмотре, Резник же сказал об обыске. Копии заключений Макаров передал судье и Островскому. Адвокат истцов вновь подскочил.
- Это же бред! Абракадабра какая-то! Это не имеет никакого отношения к судебному разбирательству! Вы бы еще в институт сельского хозяйства обратились за заключением! - резюмировал Островский.
Судья отказалась приобщить к делу заключение и отдала копию лингвистической экспертизы Макарову. Островский почему-то наотрез отказался расставаться со своей копией. Игнорируя все попытки Макарова получить бумаги обратно, адвокат истцов неожиданно стал спешно перегибать листы.
- Вы еще порвите их, как адвокат Артюхова записку, - посоветовала Островскому судья. Тот в ответ улыбнулся и закинул смятую копию в свой портфель. В протоколе заседания появилось еще одно замечание Островскому.
Под конец заседания Александр Макаров обратился к суду еще с несколькими ходатайствами. В частности, об истребовании оригиналов рапорта инспектора Владимира Базанова о досмотре Артюховой, поскольку, по мнению защиты, он противоречит показаниям, которые Базанов дал в ходе судебного процесса. А кроме того, Макаров попросил еще раз вызвать для дачи свидетельских показаний двух истцов. Адвокат Островский снова не выдержал:
- Ага, Резник облил грязью моих подзащитных, а теперь они полгода должны доказывать, что они не верблюды?! А сам Резник при этом будет резвиться за границей?!
Решение судьи было таким: обязать адвоката Макарова обеспечить в среду появление в суде госпожи Артюховой, выслушать ее и после этого закончить разбирательство.
В завтрашнем номере "Известия" сообщат о приговоре.