Контрабандисты вывозили якутские алмазы в Израиль в трусах

Раскрутка этого дела началась с того, что 6 сентября 2001 года на Белорусском вокзале столицы сотрудники ФСБ задержали гражданина Израиля Владислава Кагана. При досмотре в его нижнем белье было обнаружено 976,9 карата алмазов на сумму 22 млн рублей. Камни величиной с горошину, как сообщили источники, близкие к следствию, были расфасованы по целлофановым мешочкам и прикреплены на специальном поясе под трусами. С момента задержания и до суда он находился под стражей. Каган - последнее звено перед отправкой драгоценностей за рубеж. Дальше в дело должны были вступить зарубежные биржевые спекулянты.
Организаторами преступной группы признаны израильтянин Эли Кац, директор компании "Кеам-Даймондс", и гражданин России Александр Костеной. Механизм контрабанды и роль каждого осужденного в преступной группе участники судебного процесса не раскрывают, поскольку дело носит закрытый характер и все они давали подписку о неразглашении государственной тайны.
- Эли Кац - человек на бирже известный, но нельзя сказать, что крупный или влиятельный, - сказал "Известиям" израильский финансовый аналитик Георгий Аринсон. - Другой фигурант - Шимон Хершорен (у нас его фамилия звучит Хершорн) тоже известен: он перепродает алмазы на бирже. Костеной, насколько я помню, российский чиновник, имеющий отношение к алмазному бизнесу, но я могу и ошибаться, тот ли это человек, кого я имею в виду.
Суд признал подсудимых виновными в незаконном обороте драгоценных камней, создании и участии в преступном сообществе, покушении на контрабанду, отмывании средств, полученных незаконным путем, а также в невозвращении валютной выручки и лжепредпринимательстве. Эли Кац получил 11 лет лишения свободы, Александр Костеной - на полгода меньше, Шимон Хершорен и Владислав Каган - по 7,5 года. Николая Петухова, отпущенного на период следствия под подписку о невыезде, приговорили к 5 годам и взяли под стражу прямо в зале суда. Елена Тихомирова, единственная женщина в группе, получила четыре года условно. Суд учел, что на руках у нее малолетний ребенок, да и роль в деле была весьма скромной - только два малозначительных эпизода.
Адвокаты подсудимых заявили, что намерены обжаловать приговор.
- Мой подзащитный не был участником группы, - заявил "Известиям" адвокат Владислава Кагана Александр Гофштейн. - У него один мелкий самостоятельный эпизод, который может быть квалифицирован как статья 191 ("Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга" - "Известия"), - и все. Но человек сидит уже почти три года - это очень много. Он не совершал никаких действий, направленных на контрабанду. Не имеет значения, что и где он вез, если это не предмет преступления. Ну и что, что прятал эти предметы где-то там - а женщины где возят деньги, чтобы не украли?!