Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Евросоюз утвердил торговые пошлины против США
Мир
МЧС России доставило в Мьянму 59 т гуманитарной помощи
Мир
Парламент Эстонии принял закон против ЭПЦ
Мир
Каллас сообщила о нехватке денег на поставку Украине 2 млн снарядов от ЕС
Мир
Мерц заявил о планах по усилению борьбы с нелегальной миграцией
Мир
В Литве обязали министерства в 2026 году сэкономить на оборону около €137 млн
Политика
В МИД РФ заявили о высылке двух румынских дипломатов в качестве ответной меры
Мир
Гуцул заявила о намерении продолжать бороться за справедливость
Общество
В МИД России предупредили о возмездии за преступления ВСУ в Курской области
Мир
ЕС запросил еще €2,1 млрд прибыли от активов РФ для предоставления помощи Украине
Мир
МИД КНР заявил о намерении принять меры в ответ на пошлины Трампа в размере 104%
Мир
Депутат ЕП заявил о желании европейских элит нажиться на украинском кризисе
Мир
Раскольники из ПЦУ захватили храм УПЦ в Киевской области
Мир
В ВСУ заявили об уничтожении главного объекта по производству боеприпасов
Мир
Япония и НАТО договорились наращивать сотрудничество в оборонной сфере
Политика
В Госдуме раскритиковали предложение использовать Украину как полигон для Запада
Спорт
Хоккеиста Овечкина номинировали на награду «Билл Мастертон трофи»

Сколько стоит частный самолет

Частный самолет или вертолет - уже не экзотика. Вложив деньги в недвижимость и экзотические машины, состоятельные люди обратили свои взоры на летательную технику. Одни покупают ее ради престижа, другие - из спортивного интереса. Сколько стоят "авиаигрушки" и во что обходится их содержание? Не думаю, что кто-то покупает самолет, чтобы сделать жизнь удобней. Ведь для перелета из точки А в точку Б можно воспользоваться чартером, который организует авиакомпания. Дешевле и никаких хлопот. Личный самолет - это скорее дорогая игрушка для людей, увлеченных авиацией. Летная техника - не автомобиль и держать ее на даче для воскресных вылетов (хотя есть любители, которые так и делают, нарушая все законы) глупо и бессмысленно. Содержание летающего самолета в среднем обходится в $1000-1500 в месяц…
102
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Частный самолет или вертолет - уже не экзотика. Вложив деньги в недвижимость и экзотические машины, состоятельные люди обратили свои взоры на летательную технику. Одни покупают ее ради престижа, другие - из спортивного интереса. Сколько стоят "авиаигрушки" и во что обходится их содержание?

Почему люди летают

- У меня сейчас восемь самолетов L-29, один L-39 (это реактивные) и один десятиместный L-410, - говорит Павел Ш., президент одного из банков. - Я получаю огромное удовольствие и от полетов, и от ремонта своей техники. На реактивных самолетах летаю на пилотаж по программе мастера спорта, и если мне нужно будет попасть в другой город, то, конечно, полечу на своем самолете. Не думаю, что кто-то покупает самолет, чтобы сделать жизнь удобней. Ведь для перелета из точки А в точку Б можно воспользоваться чартером, который организует авиакомпания. Дешевле и никаких хлопот. Личный самолет - это скорее дорогая игрушка для людей, увлеченных авиацией.

Как утверждает Владимир Д., бизнесмен и совладелец одного из аэроклубов, летная техника - не автомобиль и держать ее на даче для воскресных вылетов (хотя есть любители, которые так и делают, нарушая все законы) глупо и бессмысленно. Содержание летающего самолета в среднем обходится в $1000-1500 в месяц. Самолеты и вертолеты требуют постоянного технического обслуживания, необходимы условия для взлета и диспетчерская служба, а это возможно только на аэродроме. Поэтому большинство авиаторов арендуют стоянку в аэроклубах и обычно сами являются членами клуба. Владелец платит за стоянку и обслуживание, а клуб платит владельцу за использование самолета, сам собственник летает бесплатно. Час полета на самолете обходится от $100 до $500 в зависимости от модели. Но при этом персональный самолет все равно остается дорогой игрушкой. И все эксперты единодушно утверждают: приобретение никогда не окупится.

Что, где, почем

Купить новенький самолет или вертолет сегодня не сложно. Достаточно в интернете изучить сайты компаний, торгующих летной техникой, есть все на любой вкус и кошелек. В России работают авторизованные дилеры, продающие технику известных иностранных компаний Evrocopter, Bell, McDonnel-Douglas.

Самые распространенные самолеты отечественного производства - четырехместный Як-18Т, двухместный Як-52, десятиместные Як-40 и L-410. Подавляющее большинство - ранее списанные машины, которые продаются по остаточной стоимости авиапредприятиями либо частными лицами, которые, в свою очередь, прикупили где-то списанную технику. Наша промышленность уже 50 лет как серийно не производит самолеты для малой авиации, выпускают лишь отдельные партии, как правило, на заказ.

- Конечно, можно купить и новый Як-18Т на заводе за $80 000, но никто этого не делает, - говорит Павел. - Зачем, если есть бэушные самолеты за $25 000.

Как считает Андрей Пальчевский, создатель аэроклуба "Капитан Нестеров", покупать отечественную технику, тем более списанную, не только бессмысленно, но и опасно.

- Мы безнадежно отстали в производстве легких самолетов и вертолетов, и можно сказать, что наша техника, которая вылетала уже все положенные ресурсы, существует вне рынка, - говорит Андрей. - Люди покупают отечественные машины просто от безысходности: иностранный самолет дорогой, а наш, списанный, со старым двигателем можно купить дешево. Но летать на таких машинах небезопасно.

Летательные аппараты нового поколения изготавливают сегодня не из алюминия, как прежде, а из пластика. Кроме того, современные самолеты и вертолеты оснащены по последнему слову техники. Например, имеются навигационная и противообледенительная системы, на некоторых машинах есть автопилот и кислородные маски. Современные легкие самолеты могут иметь на борту спасательную парашютную систему - в случае неполадок самолет приземляется на парашюте.

Самые известные и покупаемые у нас самолеты иностранного производства - американские Cirrus ($500 000) и Cessna (от $100 000). Недорогие самолеты чешского производства, например двухместные Evrofoks, Koala, Lambada, стоят от $40 000, но это легкие аппараты, которые не могут взять на борт лишнего топлива или пассажира, они годятся для обучения. Кроме того, летать на них при сильных порывах ветра довольно опасно.

Турбовинтовые самолеты - более высокого класса. В отличие от поршневых, экономичные, скоростные и надежные, они могут летать на высоких эшелонах, т.е. на 5000 м и более. Скорость у них гораздо выше, кабина герметичная, и стоят они уже по-другому, например, самолеты швейцарского производства Pilatus или марки Socata франко-германского производства обходятся в $1,5-2 миллиона.

Вертолеты значительно дороже самолетов - Evrocopter стоит $1,5-2 миллиона, распространенные учебные машины Robinson R22 (двухместный) - $250 000 и четырехместный R44 - $450 000.

Можно значительно сэкономить, если приобрести сборные модели самолетов - так называемые киты (от английского kit - набор "сделай сам"). Серьезно заболевшие небом так и делают. Конструктор обойдется в три раза дешевле готового самолета. Но его сборка - серьезная работа, и за один день самолет не построишь. Пилоты-любители тратят на это несколько месяцев, а то и год.

Как учатся управлять самолетом и сколько это стоит

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ПИЛОТИРОВАТЬ НЕБОЛЬШОЙ СПОРТИВНЫЙ САМОЛЕТ

- Прежде всего перед вылетом на земле дают элементарные знания, что это вообще за птица - самолет, - рассказывает Максим Макарцев, директор аэроклуба "Максим". - Ученик знакомится с техникой безопасности и документами, регламентирующими летную работу. Остальная теория вместе с практикой - в процессе полета. Для того чтобы получить удостоверение пилота-любителя, нужна летная подготовка в объеме 42 часов, из них от 9 до 13 часов самостоятельных полетов. Сюда входят также знание теории, необходимые навыки пилотирования в районе аэродрома, полет по маршруту, дальность которого не менее 200 километров, с посадкой на двух незнакомых аэродромах, полеты по приборам.

Основное время ученик с инструктором летает круги над аэродромом, отрабатывая взлет и посадку (это самое сложное на первом этапе), потом делает несколько полетов в пилотажные зоны. При этом во время полета ученик осваивает радиообмен, овладевает искусством ведения визуальной ориентировки (чтобы найти свой аэродром), отрабатывает действия при особых случаях (например, отказ двигателя).

Когда все это будет хорошо отработано, инструктор может отправить ученика в первый самостоятельный полет. Но прежде нужно пройти медкомиссию в одном из летных медицинских учреждений. После самостоятельного вылета (даже если ученик слетал только один круг) можно считать себя состоявшимся летчиком.

- Правда, этого мало, - продолжает Максим Макарцев. - Надо еще научиться летать по маршрутам, для чего изучают штурманскую подготовку, метеорологию, радионавигацию.

Самолет, в отличие от автомобиля, нельзя остановить у обочины, чтобы свериться с картой. Поэтому в любой момент полета пилот должен знать место и курс своего самолета, точное время прохождения следующего пункта маршрута, данные радиосвязи на всем протяжении маршрута, не говоря уже о местонахождении аэродрома назначения и запасных аэродромов. Мало того, и аэродром назначения тоже должен быть в курсе, каким маршрутом вы летите. Для этого в накануне поданной заявке о полете указываются маршрут и запасные аэродромы.

Если инструктор считает, что новоиспеченный летчик успешно справился со всеми заданиями, то документы на него передают в Федерацию любителей авиации, и квалификационная комиссия выдает удостоверение пилота-любителя по определенному типу самолета.

Обучение проходит в основном на наших самолетах - Як-18Т и Як-52, их в клубах больше всего. Но чем больше появляется иностранной техники, тем больше у нее поклонников.

- Главное преимущество иностранных самолетов - их надежность, - рассказывает Павел Левченко, директор летной школы "Капитан Нестеров". - Двухместный ультралегкий самолет P96 Golf (Италия) оснащен спасательной парашютной системой, имеющей минимальную высоту открытия 33 метра. В случае необходимости весь самолет с экипажем опускается на землю под куполом парашюта. Это самая удобная машина, с которой обычно начинают обучение. Но можно начать и на двухместном учебно-тренировочном самолете DA20-100 Katana (Австрия), он также предназначен для первоначального обучения. Пилоты-любители со стажем с удовольствием освоят четырехместный Cirrus SR22 (США). Это самолет, оборудованный по последнему слову техники. Он имеет автопилот, противообледенительную систему, систему предупреждения столкновения и многое другое. Кроме того, он также оборудован парашютной системой спасения.

Курс обучения на иностранном самолете также составляет 42 часа, из которых 9 часов - самостоятельные полеты.

- Прежде чем принять решение, курсант совершает бесплатный 30-минутный ознакомительный полет, после чего решает, будет ли он учиться, - говорит Павел Левченко.- Если решение принято, то он становится членом клуба и может начинать обучение. В школе есть специальные тренажерные классы, где можно потренироваться в управлении на компьютере.

СКОЛЬКО СТОИТ НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ САМОЛЕТОМ

 В зависимости от типа самолета час полета стоит от $150 до $400. Поначалу ученики летают по 30 минут, для начинающих этого достаточно. Во многих аэроклубах ученики платят членские взносы. Летать и учиться могут только члены клуба. В некоторых аэроклубах, где также предусмотрено членство, не все так строго - летать могут все, кто пришел, но члены клуба имеют скидки на полеты - 15-20 процентов. В среднем полный курс обучения (из расчета $180 за час) обойдется в $7560. Это при том, что ученик старательный и способный и ему не понадобятся дополнительные часы на обучение.

Научиться летать может любой человек, достигший 15 лет

Если нет денег на частный самолет, а летать все равно охота, можно пройти курс первоначальной подготовки в аэроклубе или школе, которых в последнее время появилось великое множество. Что они собой представляют и кто в них может учиться?

Большинство аэроклубов по подготовке пилотов-любителей находятся в Подмосковье. Только на территории аэродрома Мячково, недалеко от Люберец, работает около 30 клубов. Есть аэроклубы на аэродромах в Серпухове (Дракино), Подольске (Дубровицы), Волоколамске (Алферово), в Егорьевске, в Ступине, где в основном базируются парашютисты, в Кимрах (Борки, Тверская область). Новый аэродром открылся в Яхроме, где обучают летать на легких самолетах класса "ультра лайт". Работают клубы и по всей России - в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, во Владимирской области. А вертолетные площадки появляются как грибы после дождя. Точное число клубов по России назвать сложно, специального учета никто не ведет.

История создания у каждого клуба своя. Кое-что осталось от советских времен, это те, что принадлежали ДОСААФ. Но они переживают не лучшие времена, финансирования нет, поэтому развиваться не на что. Подавляющее большинство клубов - частные, причем полностью созданные заново, покупать досаафовские хлопотно и невыгодно. У каждого клуба есть свои самолеты, которые либо принадлежат акционерам клуба, либо частным владельцам, арендовавшим стоянку.

Каких только самолетов не увидишь в аэроклубах! И современные реактивные L-39, и ископаемые Ан-28, хватает и иностранной техники - от старенькой Moravia до свеженьких Cirrus. Новичков же в основном обучают на проверенных временем самолетах Як-18Т, Як-52, американских "цесснах" и итальянских "гольфах", которых, правда, совсем немного.

Аэроклубы сами подбирают летчиков и техников, следят за техническим состоянием машин, обеспечивают бензином. Чтобы летчик имел право обучать новичка, у него в удостоверении пилота должна стоять об этом служебная отметка. По нынешним правилам летчик обязан иметь аж два удостоверения: первое - выданное Государственной службой гражданской авиации (ГСГА) и удостоверение Федерации любителей авиации (ФЛА). Документы по содержанию ничем не отличаются, разве что обложка у них разного цвета. Кроме того, пилоты-инструкторы проходят медкомиссию и летную проверку на подтверждение права на обучение.

Аэропорт предоставляет клубам необходимые услуги (стоянку, взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки, обслуживание), понятное дело, не бесплатно.

Желающих научиться управлять самолетом сегодня предостаточно. Самостоятельные полеты может выполнять человек, достигший 15 лет, верхнего возрастного предела не существует. Учатся летать и мужчины, и женщины, причем в отличие от автомобильного мира в авиации к женщине за штурвалом относятся очень трепетно. Как говорят сами пилоты-инструкторы, приходят и богатые бизнесмены, и люди среднего достатка, и совсем бессребреники, заболевшие небом. Всех объединяет одно - желание летать как птица.

Складывается впечатление, что скоро в любой город километров за 300-600 на самолетах будут летать, как сейчас на машинах ездят, причем быстрее и без пробок. Но от реальности это пока далеко. Во-первых, слетать на маленьком самолете за 300-400 километров совсем недешево. Например, полет из Москвы в Санкт-Петербург на четырехместном самолете ЯК-18Т обойдется приблизительно в $1000 (сюда входят стоимость летных часов, бензин и аэропортные сборы). Во-вторых, накануне (минимум за день) полета необходимо подать заявку и получить разрешение на полет. А в-третьих, в отличие от автомобиля научиться пилотировать самолет все-таки сложнее, и это понимают все, даже самые амбициозные ученики.

Что должен страховать владелец частного самолета

Полеты - дело рискованное. А где риски, там и страхование - и добровольное, и обязательное. О том, какие полисы необходимо купить владельцу частного самолета, рассказывает ДМИТРИЙ ЗОТОВ, главный специалист департамента страхования авиационных рисков Страхового дома ВСК.

- После того, как самолет будет зарегистрирован, его можно принять на страхование воздушного КАСКО. То есть судно будет защищено от ущерба. Цена полиса зависит от вида воздушного судна и ряда других условий, но в целом если на самолете не проводятся учебные полеты, то тариф составит от 1,5 до 2,5% стоимости машины. Например, для современного самолета Cirrus, который стоит от $500 тыс. до 1 млн, за полис КАСКО нужно заплатить $10 000-20 000 в год. Полис для российского Як-18Т или более современного СМ-2000 обойдется в $2000-2500.

Как и в любом виде страхования, есть ситуации, когда страховое возмещение не выплачивается. Ущерб воздушному судну не будет возмещен, если пилот нарушил руководство полетной эксплуатации (например, перегрузил самолет) или условия технической эксплуатации (заправил не то топливо, не выполнил регламентные работы на самолете), совершил вылет без разрешения или лицензии, либо самолет использовался в учебных целях, а договор этого не предусматривал.

Помимо добровольной страховой защиты самолета от ущерба, должны быть обязательно застрахованы жизнь пилота и ответственность владельца судна перед пассажирами и третьими лицами. Для страховой суммы 100 000 рублей полис страхования жизни пилота стоит 750-1500 рублей. Ответственность перед третьими лицами не должна быть меньше 200 рублей на 1 кг взлетного веса. Например, весит машина на взлете 2 тонны, лимит ответственности 400 000 рублей. Такая страховка будет стоить 1200-1400 рублей в год, а ответственность перед пассажирами - 650 рублей в год за каждое пассажирское место.

БЛИЦОПРОС

ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ САМОЛЕТОМ? ЧТО ВАМ ЭТО ДАЕТ?

АНТОН СЫЧЕВ, кредитный инспектор Сбербанка:

- Это воплощение каких-то детских устремлений. Меня всегда привлекала большая авиация, и, как только появилась возможность, я сразу начал учиться. Что касается ощущений, то на первом месте для меня стоят не эмоции, а возможность заниматься чем-то интересным в свободное время. Хотя на следующей неделе у меня будет первый самостоятельный вылет по кругу, и я волнуюсь.

ВАДИМ АНДРОНОВ, депутат Московской областной думы:

- Я считаю, что человек в жизни должен попробовать все. Чем больше у тебя занятий, тем более полноценна твоя жизнь. Полеты интересны и как спорт, и как путешествие, и как новое мироощущение. Нет ничего лучше неба.

АНДРЕЙ БИЛЬЖО, художник:

- Я хотел бы научиться летать, хотя автомобиль не вожу и очень боюсь высоты. Но один раз я держался за штурвал, и ощущение это было очень приятное. Испытывал смешанные чувства: страх, желание совладать с этим страхом, силу и мощь самолета, чувствовал плечо второго штурмана, и вообще ощущение неба. Все, что описывали романтики, - правда!

ОЛЬГА МАХОВСКАЯ, старший научный сотрудник Института психологии РАН: "Почему люди не летают, как птицы, а хотели бы..."

Психоаналитическое объяснение желания летать состоит в стремлении человека вернуться в однородную среду внутриутробного существования, где ничего не жмет, не давит, полная защищенность и великолепная амортизация. То есть люди думают, что хотят летать, а на самом деле хотят плавать, как космонавты в космосе или эмбрионы в животике у мамы. Но поскольку Фрейд открыл нам страшную тайну уже после того, как появились первые летательные аппараты, отступать было поздно. Уже ученику Фрейда Юнгу пришлось объяснять фантастические сны с летающими аппаратами и невероятными эквилибрами активностью коллективного бессознательного, желанием группы вооружиться против неизвестного врага из космоса. Кстати, исследования показали, что пресловутые полеты во сне чаще бывают у мальчиков, чем у девочек.

Специальных правил регистрации для любительской авиации нет

Недавно Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) приняла новые Федеральные авиационные правила. По ним все самолеты и вертолеты должны быть зарегистрированы и сертифицированы в ГСГА с соблюдением единых требований для всех летательных аппаратов вне зависимости от массы и модели и, главное, цели их использования. То есть собственники, пусть даже мотодельтапланов, обязаны регистрировать летательный аппарат так же, как и профессиональные авиакомпании свои самолеты. А все потому, что специальных правил для любительской авиации нет.

По Воздушному кодексу малая авиация, к которой также относится летная техника "частников", - это часть гражданской авиации. Все воздушные суда должны быть зарегистрированы в госреестре, а владелец - получить свидетельство "эксплуатанта воздушного судна". Кроме того, техника должна быть сертифицирована для полетов. Собственнику самолета или вертолета сделать это практически невозможно. Авиаторы выходили из положения, летая под эгидой Федерации любителей авиации (ФЛА), которая регистрировала летательные аппараты в собственном реестре и брала на себя функции органа, регулирующего полеты. На сегодняшний день приказом ГСГА эти правила объявлены как временный порядок, разрешающий полеты любителям, который будет действовать до 1 января 2005 года. За это время чиновники намерены утвердить порядок регистрации для малой авиации.

Регистрационные строгости властей любители авиации понимают и разделяют: с увеличением количества частной летательной техники растет вероятность ее коммерческого использования. А здесь уже послабления в оформлении самолетов и вертолетов чреваты угрозой для жизни людей. Но, как считают эксперты, если авиатор не собирается работать в качестве воздушного такси, а летает для себя, регистрационные правила должны быть отдельные и не столь жесткие. Скорее всего деятельность ФЛА будет продлена на год, пока не появятся новые правила для любителей авиации. Несмотря на нелегальность своего положения, частный авиапарк продолжает увеличиваться.

Стоимость полетов из подмосковного аэродрома на самолете типа Як-18Т (из расчета $150 за час)






ГородПротяженность летного маршрута, кмВремя полета Стоимость в один конец, $
Санкт-Петербург 8004 часа 30 мин675
Владимир16355 минут135
Рязань1851 час150
Тула1891 час160
Калуга2091 час 10 мин175
Примечание. В стоимость не включен аэропортовый сбор, который может составлять от 300 до 1500 рублей.

Источник: "Известия".

Сколько стоят 30 минут полета на разных типах самолетов

Тип самолетаСтоимость 30 минут полета ($)
Як-18Т 75-100
Як-5280-100
Як-52 пилотаж100-110
L-29 реактивный200-220
L-39 реактивный300
L-410, двухмоторный, турбовинтовой150
"Цессна" 172, четырехместный80-90
"Цессна" 152, двухместный80-90
P96 Golf100
DA20-100 Katana110
Cirrus SR22200

Источник: "Известия".




Страницу подготовила АЛЛА ДОБРОВОЛЬСКАЯ

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением