Румынский перевалочный пункт
"Целый ряд российских предприятий активно участвует в процессах приватизации в Румынии", - отметил президент РСПП Аркадий Вольский, открывая 20 мая российско-румынскую встречу представителей деловых кругов в Бухаресте.
Съездили российские бизнесмены не напрасно. Прямо на форуме Вольский заявил, что РАО "ЕЭС" готово реализовать ряд проектов в электроэнергетике Румынии. Подробностей от энергохолдинга не последовало, однако известно, что РАО "ЕЭС" намерено участвовать в строительстве газотурбинных ТЭС, модернизации и реконструкции имеющихся электростанций, а также в приватизации межрегиональных энергетических систем.
Гендиректор Трубной металлургической компании (ТМК) Дмитрий Пумянский заявил в кулуарах форума, что ТМК будет создавать в Румынии металлургический холдинг. В феврале ТМК стала мажоритарным акционером металлургического комбината "Сидерурджик Решица", а в 2002 году купила трубный завод "Артром". Присутствующие на встрече руководители структур "Стройтрансгаза" ("Газпром"), "Руспромавто" ("Базэл"), ОМЗ и "Мечела" также не скрывали, что намерены расширить свое присутствие на румынском рынке.
Румыния, активно приватизирующая свою промышленность, вызывает интерес не только российских инвесторов. Нефтеперерабатывающие, металлургические и машиностроительные предприятия, газораспределительные компании и объекты энергетики привлекают европейские концерны, в первую очередь из Франции, Италии и Германии. Тому причиной удобное расположение Румынии между Европой и восточными странами, дешевая рабочая сила, наличие крупных портов и достаточно большой промышленный потенциал.
Борьба между российскими и западными компаниями за румынские активы идет жесткая. Российские компании, участвующие в приватизационных конкурсах, жалуются, что местные, а зачастую и центральные власти Румынии создают необоснованные преференции западным инвесторам либо выдвигают для российских участников дополнительные препоны.
Подтверждением тому служит история с долго откладывавшейся приватизацией крупнейшего румынского нефтеперерабатывающего комплекса ННК "Петром". В числе претендентов, помимо российского "ЛУКОЙЛа", в разное время числились практически все "нефтяные монстры": ChevronTexaco, BP, Royal Dutch Shell, OMV. Румынские власти не раз говорили, что стратегическое предприятие страны, претендующее на эксклюзивные поставки ГСМ для войск НАТО в Восточной Европе, должно быть продано только западному инвестору. После присоединения Румынии к возглавляемой США коалиции, вторгшейся весной прошлого года в Ирак, Бухарест особенно активно убеждал американские нефтяные корпорации в необходимости купить "Петром". Официальной мотивировкой стремления не допустить его приобретения российской компанией была забота о европейском рынке. "Что станет с Центральной и Восточной Европой, если "ЛУКОЙЛ" получит монополию?" - говорил тогда министр промышленности Румынии Дан Иоан Попеску. А в румынской печати в это же время стали появляться жалостливые материалы о рабочих, уволенных с принадлежащего "ЛУКОЙЛу" НПЗ "Петротел".
Западные инвесторы, надо отметить, осторожно относятся к приглашениям в Румынию - как объяснили на прошлой неделе аудиторы из Deloitte & Touche, из-за того, что в реформировании налоговой системы страна все еще отстает от своих соседей по Восточной Европе. "ЛУКОЙЛ" тоже отказался от прежних видов на "Петром". Хотя в ходе визита Аркадий Вольский назвал "ЛУКОЙЛ" одним из потенциальных участников приватизации "Петром", теперь речь идет уже не о контрольном пакете. Единственным претендентом на его приобретение румынское правительство объявило в пятницу австрийскую компанию OMV.
Тем не менее румынские активы российским компаниям достаются. Помимо "ЛУКОЙЛа", проекты в Румынии есть у "Газпрома", "Русала", ОМЗ, "Мечела". Правда, в румынской прессе отмечается, что российские металлурги зачастую покупают "лежачие" предприятия для того, чтобы обойти европейские ограничения по экспорту: российское сырье после незначительной доработки поступает на рынки Западной Европы.