Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды
Армия
Путин подписал указ о проведении военно-морского парада и салюта в День ВМФ
Мир
Захарова высмеяла реакцию МОК на инцидент с перевернутым флагом на открытии ОИ
Общество
Эксперт посоветовал отравившимся курицей гриль в Петербурге требовать компенсацию
Общество
Адвокат Абрамова опроверг сообщения об ограничении Алсу доступа к квартире
Общество
В Донецке появилась аллея памяти погибшим детям Донбасса

Меняем кафтан на костюм

Недавний бум кинодебютов самым счастливым образом повлиял на стилистику семнадцатой "Ники": основным цветом церемонии стал оптимистический зеленый, а среди публики без особого труда можно было обнаружить прилично одетых людей. До этого года, до нашествия дебютантов, наше главное кинематографическое мероприятие напоминало сходку русских бояр, не желающих брить бороды и считающих, что дешевая копия павлопосадского платка может служить приемлемым аксессуаром для светского раута. Надежды на ужесточение дресс-кода - не юношеский максимализм, не каприз, вызванный непониманием финансовых проблем старшего поколения кинематографистов. Это пожелание на будущее...
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В московском Доме музыки на Красных Холмах в семнадцатый раз вручили старейшую российскую кинопремию "Ника".

Недавний бум кинодебютов самым счастливым образом повлиял на стилистику семнадцатой "Ники": основным цветом церемонии стал оптимистический зеленый, а среди публики без особого труда можно было обнаружить прилично одетых людей. Открытие года по версии "Ники" Алексей Герман-младший снова появился в своем полосатом итальянском костюме, о котором он с неистовством Акакия Акакиевича рассказывает во всех интервью, а создатель лучшего фильма года Андрей Звягинцев продемонстрировал истинно европейское понимание того, что пиджак и брюки могут отлично рифмоваться с кроссовками.

В ожидании дресс-кода

До этого года, до нашествия дебютантов, наше главное кинематографическое мероприятие напоминало сходку русских бояр, не желающих брить бороды и считающих, что дешевая копия павлопосадского платка может служить приемлемым аксессуаром для светского раута. В 2004 году к толпе длиннокафтанников в небольшой пропорции примешались люди, одетые в европейское платье. Еще лет семнадцать, и с "Ники" можно будет писать светские репортажи в "оскаровском" духе: "Заслуженная артистка России Оксана Акиньшина отдала дань старомодному гламуру, появившись в атласном платье от..."

Надежды на ужесточение дресс-кода - не юношеский максимализм, не каприз, вызванный непониманием финансовых проблем старшего поколения кинематографистов. Это пожелание на будущее тем, кто беспокоится о повышении рейтинга телетрансляции церемонии и престижа самой "Ники". Любая премия при любом объеме национального кинопроизводства - всегда показуха в большей или меньшей степени. Хотите быть если не "Оскаром", то хотя бы "Сезаром" - старайтесь соблюдать формальные требования.

Пока же церемония "Ники" - отличная иллюстрация того, что между старым и новым поколениями кинематографистов разрыв не в десятки, а в сотни лет (как бы ни старался президент академии Эльдар Рязанов сократить этот разрыв, произнося со сцены панегирики дебютантам). Если кинокомпозитора Сергея Шнурова гламур, пользуясь эвфемизмом, уже утомил (о чем сообщали нецензурная наклейка на его майке и вызывающие голубые "треники"), то большинство его старших товарищей к осмыслению глянцевых аспектов кинематографического процесса даже не приближались. Костюмные предпочтения представителей двух кинематографических элит - старой и новой - различаются ровно в той же степени, в какой кино и сознание прошлогодних дебютантов отличается от опусов и мировоззрения ветеранов. Названия фильмов в номинациях и исход голосования, не вполне удовлетворивший тех, кто сегодня активно занимается производством, - следствие все того же ментального разрыва, так ярко проявившего себя во внешней стороне церемонии.

Бузыкин и милицейские песни

"Каждый год вместе с "Никой" в наш дом приходит весна", - в самом начале заявил со сцены идеолог премии Юлий Гусман. И (о чудо!) это было едва ли не единственное за вечер проявление "никоцентризма". Возможно, организаторы учли прошлогодние пожелания, возможно, ослабло напряжение, связанное с поползновениями "Золотого орла", но на этот раз церемония удивительным образом не превратилась в праздник самолюбования и шапкозакидательства под девизом "Мы гораздо круче, чем "Оскар". Гусман попридержал свое кавээновское остроумие и резко понизил уровень обычной фамильярности: досталось, пожалуй, только одному из продюсеров обиженного "Бумера" Сергею Члиянцу. После получения Сергеем Шнуровым единственной "Ники" фильма "Бумер" Гусман сказал со сцены: "Члиянц, это твой последний приз на этой "Нике".

Шестичасовое мероприятие по определению не может стать для зрителя непрерывным источником радости, но были и на "Нике" эпизоды, доставившие публике подлинное удовольствие.

Пожалуй, самым ярким моментом церемонии стало награждение в номинации "Лучшая женская роль". Конверт открывал Олег Басилашвили, сообщивший, что съемки в "Осеннем марафоне" научили его обращаться с двумя женщинами, но вот как поступить с тремя - номинантками Валентиной Березуцкой ("Старухи"), Викторией Толстогановой ("Магнитные бури") и Светланой Ходченковой ("Благословите женщину") - он не знает. Выступление Басилашвили стало образцовым проявлением наградного саспенса - он минут десять виртуознейшим и остроумнейшим образом мучил аудиторию, а вызванная им в итоге Валентина Березуцкая повела себя не хуже, чем Холли Берри или Роберто Беньини на "Оскаре": прыгала, кричала, благодарила внучку и сорвала в результате заслуженную овацию.

Еще одним запоминающимся участником церемонии стал Петр Тодоровский, в финале первого отделения награжденный премией "Честь и достоинство": вместе с ансамблем МВД он спел "И все-таки мы победили", чем вернул в зал публику, застрявшую в коридорах на полпути к буфету.

Не надо "Тодеса"

Семнадцатая "Ника" завершила сезон, который слишком многим хотелось бы считать началом небывалого кинематографического бума. Однако несколько удачных (по разным параметрам) дебютов, как мы уже знаем, вовсе не означают, что пациент скорее жив. Тем не менее в преддверии возможных свершений организаторам "Ники" еще предстоит многое изменить и оптимизировать - скорректировать регламент голосования, принять в академию людей, имеющих отношение к актуальному процессу и поработать над воспитанием у себя чувства меры. Наступить себе на горло, но отказаться от балета "Тодес". Отменить традиционный кинокапустник ввиду его непереносимой пошлости. Не выпускать на сцену умельцев, исполняющих музыку на стаканах. Не разрешать награждающим по двадцать минут рассказывать о том, как они случайно встретились с Аль Пачино. И не выбрасывать в финале на зрителей килограммы резаной фольги. Золотой дождь - это мило, золотой цунами - явный перебор.

Лучшие по версии "Ники"

Лучший игровой фильм - "Возвращение". Лучший режиссер - Вадим Абдрашитов ("Магнитные бури"). Лучший сценарист - Александр Миндадзе ("Магнитные бури"). Лучший неигровой фильм - "Нефть" Мурада Ибрагимбекова. Лучший анимационный фильм - "Полтора кота" Андрея Хржановского. Лучшие актеры - в главной роли Виктор Сухоруков ("Бедный, бедный Павел"), во второстепенной - Андрей Панин ("Шик") и Сергей Маковецкий ("Ключ от спальни"). Лучшая актриса - в главной роли Валентина Березуцкая ("Старухи"), во второстепенной - Инна Чурикова ("Благословите женщину"). Лучший оператор - Михаил Кричман ("Возвращение"). Лучшая музыка к фильму - Сергей Шнуров ("Бумер"). Открытие года - Алексей Герман-младший ("Последний поезд").

Андрей Звягинцев, режиссер:

"Я не могу изменить количество своих наград"

- Люди заслуживают похвал, люди заслуживают того, чтобы их одаривали и поощряли. Все, что имеет силу и волю держаться, имеет право на жизнь. На всех фестивалях и премиях люди разные, все чего-то хотят, на что-то надеются и в итоге это получают. Если же говорить о конкретно моих наградах, я ничего здесь поделать не могу. Я не всесилен прибавить их или убавить, я всего лишь частное лицо.

Сергей Шнуров, лидер группы "Ленинград":

"Новое поколение будет вручать премии за "лучшую компьютерную игру"

- К подобным торжественным церемониям я отношусь как к необходимой условности. Много премий быть не должно, потому что надо не оделять всех поровну, а, наоборот, оставлять кого-то без наград. Мне кажется, что те, кто не получил "Нику" или что-нибудь еще, должны быть рады. Если бы у меня в сорок лет случился кинодебют и я выиграл бы какую-нибудь награду, конечно, я бы долго прыгал от радости и бил жену с тридцатью тремя детьми этой штуковиной по голове, но, по-моему, все это глупо и смешно. Новое поколение расставит точки над "и" и станет вручать премии за "лучшую компьютерную игру". Но пока важнее то, что в российском кинематографе нет явлений мирового уровня. У нас нет своего Такеши Китано или Люка Бессона. У нас есть Звягинцев, которого никто не видел (я лично не видел), а Такеши Китано видели все. Впрочем, сейчас наблюдается совершенно замечательная тенденция: чем больше кино - хорошего, плохого, не важно, - тем выше процент каких-то совершенно удивительных фильмов. Невозможно сделать что-то стоящее, не конкурируя со своими друзьями, коллегами по цеху (наверное, так нужно выражаться в этом гламурном здании). Если так будет продолжаться, то лет через двадцать мы увидим настоящие фильмы, которые будут отражать современность. И, самое главное, не будем снимать кино о прошлом. Ретроспектива нам не нужна - хватает программы "Намедни". Если все будет в порядке, то с арены уйдут какие-то непонятные деятели, которые пришли в кино, просто чтобы прийти, а их место займут новые. Даже "Ника", консервативная по своей сути, подтвердила эту мысль: вдруг откуда ни возьмись появляются молодые персонажи в тренировочных костюмах и что-то там завоевывают - это уже неплохо. Хотя я не удивлюсь, если многие из членов жюри не смотрели фильм "Бумер" и не слышали этой музыки. Нет, музыку, наверное, все-таки слышали, потому что хоть на метро они и не ездят, но у них есть шоферы, а у тех есть мобильники. Конечно, я не хочу назвать себя локомотивом нового кино, но появление таких фильмов, как "Бумер" Буслова, "Коктебель" Хлебникова и Попогребского, "Возвращение" (мне хочется еще раз произнести фамилию Звягинцева), - это правильный вектор. Лучше всего будет, если в следующем году ряд дебютантов возьмут какие-то премии, а все вышеперечисленные будут уже казаться старперами.

Сергей Лазарук, руководитель департамента государственной поддержки кинематографа:

"Организаторы премий должны договориться между собой"

- Далеко не всегда действует принцип "лучше меньше, да лучше". Сейчас в России с каждым годом растет производство картин, и если премии более четко сформулируют свои приоритеты, задачи, то, может быть, они найдут более точные критерии награды того или иного фильма или деятеля культуры и в итоге окажутся разведены. Но даже если сокращение количества премий произойдет, это случится не по воле государства. Это жизнь подскажет или, по крайней мере, сами организаторы премий пересмотрят свои отношения, и вмешательство высших структур тут явно ни к чему.

Михаил Швыдкой, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии:

"Премии украшают жизнь"

- Сокращать количество премий ни в области кинематографа, ни в области литературы, ни в области театра не нужно по одной простой причине: премии по существу есть форма поддержки художников. Если в советское время государство брало на себя стопроцентное финансирование всего на свете, то сегодня государство является одним из участников художественного процесса с точки зрения поддержки создателей произведений искусства. И поддержка со стороны премий тоже необходима. Тем более что их количество не так велико. Литературных премий во Франции больше, чем в России, театральных и музыкальных премий в крупных странах мира тоже не меньше, если не больше, чем в России. Премии - это институт гражданского общества. Люди собрались и учредили премию. Им кажется, что она важна. Если через какое-то время она получает признание, как "Золотая маска" или "Золотой орел", значит, она имеет право на существование. Премий должно быть много: чем больше, тем лучше, потому что они украшают жизнь.

Сергей Члиянц, продюсер:

"Люди не смотрят фильмы, но голосуют"

Если выражать позицию грубо - "А судьи кто?". Кто судит и каков способ вынесения решений? Если из лонг-листа я хочу выбрать один, два, три фильма, а меня заставляют назвать пятый, - что это за механизм? Принципиально неверно заставлять выбирать пять фильмов для шорт-листа. Я могу назвать имена академиков, которые свои анкеты не заполняли, а отдавали кому-то. Полез в карман: "Что это за фигня? А это анкета "Ники". Дочка, иди сюда, заполни как-нибудь". Люди голосуют наплевательски. Люди не смотрят фильмы, но голосуют. Происходит это отчасти потому, что больше половины киноакадемиков сегодня не работают в кино и, как следствие, ничего в нем не понимают. В совокупности все это понижает репутацию премии. Хорошо было бы, если бы в результате лауреатства статус кинематографиста повышался. Чтобы премия меняла жизнь. Вообще при таком объеме кинопроизводства академия слишком большая. Нужна ротация. Членство в академии должно быть престижно. Сейчас ничего подобного нет.

Андрей СМИРНОВ, кинорежиссер:

- "Ника" сохранила ощущение кинематографического братства. Все получилось очень трогательно. Сама по себе возникла тема взаимосвязи и соперничества поколений, кульминацией которой был момент вручения премии "За честь и достоинство" Петру Тодоровскому, во всех отношениях заслужившему эту награду: он и жизнь прожил очень достойно, и режиссер замечательный, и вообще очень обаятельный человек. Большое количество молодых лауреатов - это прекрасно. Все идет своим чередом: пришло новое поколение, и оно вполне своевременно, то бишь сразу получает профессиональное признание. Главная премия Звягинцева, победы Кричмана и "Старух", многочисленные номинации "Коктебеля" и "Бумера", который я не люблю, но понимаю истоки его успеха, - все это показатель здоровья организма, кинематографической среды. Так что "Ника" жива и здорова. И я надеюсь, что со временем это будет долголетняя старуха.
Комментарии
Прямой эфир