Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Создан прецедент защиты свидетеля

Прокуратура города Клинцы Брянской области впервые в России применила новую норму Уголовно-процессуального кодекса, позволяющую сохранять в тайне имя особо важного свидетеля. Таким образом следствию удалось доказать вину брянского рэкетира, убившего на глазах у десятка людей рыночного торговца. Прокуроры считают брянский прецедент крайне важным для российской юстиции. Адвокаты же относятся к нему настороженно и боятся, что теперь лжесвидетельств будет гораздо больше. Илья Данченко по прозвищу Люсик считался рэкетиром средней руки - в городе Клинцы Брянской области он контролировал местный овощной базарчик и прилегающий к нему вещевой рынок. В одно из воскресений апреля прошлого года Данченко со своим подручным Стасом Саляховым отправился в очередной рейд - вышибать деньги с торговцев
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Прокуратура города Клинцы Брянской области впервые в России применила новую норму Уголовно-процессуального кодекса, позволяющую сохранять в тайне имя особо важного свидетеля. Таким образом следствию удалось доказать вину брянского рэкетира, убившего на глазах у десятка людей рыночного торговца. Прокуроры считают брянский прецедент крайне важным для российской юстиции. Адвокаты же относятся к нему настороженно и боятся, что теперь лжесвидетельств будет гораздо больше.

Илья Данченко по прозвищу Люсик считался рэкетиром средней руки - в городе Клинцы Брянской области он контролировал местный овощной базарчик и прилегающий к нему вещевой рынок. В одно из воскресений апреля прошлого года Данченко со своим подручным Стасом Саляховым отправился в очередной рейд - вышибать деньги с торговцев. Подошли к стоявшим кучкой торговцам-таджикам.

- Кто тут Алик? - спросил Люсик одного из них.

- Я.

- Ты что, чурка, людям деньги не отдаешь?

Ругались недолго. Внезапно Данченко выхватил нож-бабочку и 2 раза

пырнул им торговца.

- Хочешь третий раз? - спросил он.

Алик медленно опустился на колени. Один удар пришелся ему в грудь и повредил легкое и сердце, другой - в печень. Люсик вытер лезвие о рукав и пошел к машине. Следом двинулся Стас. По пути им повстречался брат Алика - Раджамурад Саидов.

- Куда бежишь? Мы твоего брата подрезали, - сообщили они ему.

Раджамурад кинулся на обидчиков. Завязавшуюся драку разняли проходившие мимо сотрудники милиции. Никто - даже сам Раджамурад - не сказал им, что послужило причиной конфликта. Проверив документы, милиционеры отпустили Данченко и Саляхова. И только спустя примерно полчаса из городского отдела милиции поступила команда задержать их.

Раненого Саидова товарищи погрузили в машину и отвезли в больницу. Однако спасти его не удалось - он умер на операционном столе. В это же время был задержан и Данченко.

- Следствие продвигалось туго, - вспоминает прокурор города Клинцы Геннадий Старченко, курировавший это дело, а потом выступавший в суде гособвинителем. - Никто из свидетелей не отваживался давать показания. "Он с нами может сделать что угодно", - говорили очевидцы. Даже брат и жена погибшего, которые тоже торговали на рынке, не стали сотрудничать с нами. И тогда старший следователь прокуратуры Дмитрий Иванович Луговой предложил использовать возможность защиты свидетеля. Мы выяснили, кто из торговцев в принципе готов дать показания. Таких оказалось двое. Мы пригласили их, показали законодательство, поговорили по-человечески. Следователь вынес постановление о сохранении в тайне данных о личности свидетеля, я его подписал. Дали псевдоним - Петров С.И. Не имею права говорить, мужчина это или женщина. Установили, какую подпись будет ставить свидетель в суде, - это совсем не та подпись, которой он расписывается в реальной жизни. Постановление мы вложили в конверт, заклеили и опечатали прокурорской печатью. Оно хранится в деле, в судебном архиве.

Психологически важным был момент опознания преступника. Все было почти как в американских фильмах. Данченко вместе со статистами посадили в одной комнате, а в смежной расположились свидетели. В дверном проеме между комнатами установили специальное стекло примерно метр на полметра в пластиковой раме: с одной стороны оно прозрачно, с другой - зеркало.

Похожая процедура повторилась и в городском суде, где слушалось дело. В здание свидетеля провели через запасной выход, который обычно закрыт, и сразу завели в совещательную комнату. От зала заседаний она отделена дверью.

- В дверной проем поставили канцелярский стол со сплошной боковиной, чтобы подсудимый не мог узнать свидетеля по обуви, - продолжает прокурор Старченко. - На стол установили это стекло, а сверху повесили штору. Так что все дверное пространство со стороны зала заседаний было закрыто. Так, из-за этой ширмы, свидетель и давал показания.

Однако изменение голоса не входит в комплекс защиты свидетеля по российскому законодательству. В какой-то момент подсудимый, как ему показалось, узнал свидетеля.

- Что, Татьяна, думаешь, не узнал? - громко спросил убийца.

Свидетель никак на это не отреагировал, рассказывает прокурор, и продолжил давать показания. Подсудимый перепутал.

Благодаря этим показаниям Данченко удалось приговорить к 8 годам лишения свободы за убийство. А свидетель продолжает торговать на рынке. Там сейчас гораздо спокойнее.

- В организации защиты свидетелей еще есть над чем работать, - считает прокурор. - Конверт с протоколом, в котором содержатся реальные данные о свидетеле, хранится в судебном деле, которое находится в канцелярии суда. Это не исключает возможности того, что с ним может ознакомиться достаточно широкий круг лиц. Полагаю, что, коль скоро это такой важный документ обвинения, он должен храниться в сейфе у прокурора. Еще одно: нужно найти возможность искажать голос. И последнее: настораживает п. 6 ст. 278 УПК, который позволяет раскрыть подлинные данные о свидетеле "в случае заявления обоснованного ходатайства". Что считать обоснованным - каждый судья понимает по-своему, и здесь тоже таится опасность для человека, решившего сотрудничать с правосудием.

Адвокатов же волнует другое: не станут ли защитные меры поощрять лжесвидетельство?

- Конечно, говорить неправду из-за стекла проще, чем в судебном заседании или при очной ставке, - считает адвокат Юрий Шмидт. - Но это не повод для того, чтобы отказаться от защиты свидетелей. Я бы только ужесточил наказание за лжесвидетельство и упростил порядок применения статьи Уголовного кодекса, карающей за это.

В США защита свидетелей действует более 30 лет

В 1970 году конгресс США принял закон, который наделил генерального прокурора правом "выделять деньги на защиту свидетелей". В первоначальном виде документ гарантировал защиту только людям, проходившим по делам, связанным с организованной преступностью, но в 1984 году этот перечень был существенно расширен. Сейчас свидетелю могут быть предоставлены новые место жительства, документы, оказана помощь в трудоустройстве. Свидетель вправе настоять на смене телефонных и автомобильных номеров, он может получить специальные средства личной защиты и связи. В случае переезда государство обязано предоставить свидетелю равноценную жилплощадь и возместить затраты, связанные с переездом.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир