Когда мертвые маршируют
В оригинале "Рассвет мертвецов" называется Dawn of the Dead - так же, как и знаменитый фильм 1978 года, отродясь в нашей стране ни на каких носителях не выходивший, но киноманам известный под поэтическим названием "Ночь живых мертвецов".
От прежней версии сохранился и слоган "Когда в аду не будет места, мертвые будут ходить по земле", переводящий подростковую страшилку в социальную и морально-этическую плоскость: за грехи наши, но вовсе не по произволу сценариста получили мы свой Апокалипсис, явленный в виде агрессивного фарша из наших друзей, соседей и врагов.
Происхождение заразы не объясняется. Просто однажды утром в спальню провинциальной медсестры (канадская актриса Сара Полли) и ее мужа врывается девочка с окровавленным ртом и кусает за горло того, кто первым подвернулся. Тот, кто не подвернулся, выбегает за порог и видит, что вся округа кишит живыми мертвецами, по запаху определяющими следующую жертву. Начальные титры проходят под бодрый кантри-хит покойного Джонни Кэша: в них поддельная хроника текущих разрушений идет в стык с хроникой настоящей - благо в архивах реальных телекомпаний можно отыскать сколько угодно документальных ужасов.
Небольшая группа уцелевших - та самая медсестра, накачанный негр-полицейский, белый неудачник средних лет, черный гопник и его беременная русская жена Люда - укрывается в стенах бескрайнего торгового центра, который со всех сторон осаждают тысячи зомби ("Возможно, они идут сюда по привычке", - бросает кто-то убийственную реплику: у мертвых выветрились все человеческие рефлексы и реакции, но дорогу в храм они не забыли даже после смерти).
Неизвестно, как в конце семидесятых смотрелся в американских кинотеатрах фильм про зомби, почти все действие которого происходит в замкнутом пространстве торгового центра. На новую картину большинство зрителей войдет из необозримых коридоров торговых центров, оставляя за дверями мультиплекса блеск витрин и неизменную песенку Don't Worry Be Happy, - ровно таких же, как и тот, что появится на экране несколько минут спустя. Впечатление это производит самое сильное: в магазине выжившие устраивают себе небольшой праздник потребления с легким оттенком мародерства - не сыскать проще и красноречивее метафоры для пира во время чумы.
Судя по "Рассвету мертвецов" дебютант Зак Снайдер обладает редким по нынешним временам режиссерским качеством - способностью получать наслаждение от процесса производства фильма. Не нарушив канонов жанра и не обидев поклонников первого фильма, он добавил от себя десятки занимательных деталей, издевательских подробностей, глумливых песенок на саундтреке и закончил картину титрами, которые невозможно не досмотреть до конца. В них - снятый на ручную видеокамеру постскриптум, безжалостное добавление к хеппи-энду, последний смертельный укус перед выходом из кинотеатра в застенки супермаркета.