Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Япония ввела санкции против 11 физических и 29 юридических лиц из России
Политика
Сенатор предложил убрать ограничения на стаж ухода родителя за детьми
Мир
Стало известно о планах Boeing пожертвовать $1 млн в фонд инаугурации Трампа
Общество
Житель Енакиево в ДНР был задержан по подозрению в госизмене
Экономика
Около половины опрошенных россиян превысили бюджет на празднование Нового года
Мир
Матч НБА в Лос-Анджелесе с участием «Лейкерс» перенесли из-за пожаров
Наука и техника
Материалы для термоядерных реакторов будут печатать на 3D-принтере
Экономика
В Госдуме предложили временно запретить вылов рыбы в Черном и Азовском морях
Общество
Метеоролог спрогнозировала оттепель на Крещение в средней полосе России
Интернет и технологии
Эксперты предположили кратный рост преступности в 2025 году из-за развития ИИ
Происшествия
В Ростовской области сообщили о ликвидации 16 украинских беспилотников
Мир
Президент Литвы высказал притязания на Калининградскую область
Общество
Хакеры атаковали онлайн-ритейлеров для получения каталогов товаров
Экономика
Уровень безработицы в Центральной России упал до минимальных 1,6%
Экономика
Финансист спрогнозировала снижение ключевой ставки в феврале
Общество
Качество жизни в опорных населенных пунктах России улучшат на 60%
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали дождь и гололедицу в столице 10 января
Общество
В РФ планируют снизить срок временной нетрудоспособности на 15%

Ухватились за "Нос"

Накануне открытия в Москве Пасхального фестиваля маэстро Валерий Гергиев подарил питерцам возможность услышать редко исполняемую оперу раннего Шостаковича "Нос" по повести Гоголя. Конечно, эту оперу непременно стоило поставить. Все, и на Западе и здесь, уже приучены получать из дирижерских рук Гергиева советские раритеты ХХ века. Их охотно записывают и снимают на DVD крупнейшие концерны звукозаписи. Показать всему миру "Нос" - это то, что нужно. Музыка 22-летнего Шостаковича, эксцентричная и жутковатая, просто создана для Гергиева. Пусть и с налета (Гергиев провел самолично всего два оркестровых прогона), маэстро сумел достичь вполне выразительного, если не блестящего результата. Много замечательных певческих работ - начиная от самого майора Ковалева в исполнении молодого Владислава Сулимского или незадачливого цирюльника Эдема Умерова до маленьких cameo-ролей вроде штаб-офицерши Подточиной в исполнении маститой Ларисы Шевченко, ее дочки, блестяще спетой Татьяной Павловской...
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Накануне открытия в Москве Пасхального фестиваля маэстро Валерий Гергиев подарил питерцам возможность услышать редко исполняемую оперу раннего Шостаковича "Нос" по повести Гоголя. Конечно, эту оперу непременно стоило поставить. Все, и на Западе и здесь, уже приучены получать из дирижерских рук Гергиева советские раритеты ХХ века. Их охотно записывают и снимают на DVD крупнейшие концерны звукозаписи. Показать всему миру "Нос" - это то, что нужно. Музыка 22-летнего Шостаковича, эксцентричная и жутковатая, просто создана для Гергиева. Пусть и с налета (Гергиев провел самолично всего два оркестровых прогона), маэстро сумел достичь вполне выразительного, если не блестящего результата. Много замечательных певческих работ - начиная от самого майора Ковалева в исполнении молодого Владислава Сулимского или незадачливого цирюльника Эдема Умерова до маленьких cameo-ролей вроде штаб-офицерши Подточиной в исполнении маститой Ларисы Шевченко, ее дочки, блестяще спетой Татьяной Павловской. Тщательность, с которой и мариинские зубры вроде Геннадия Беззубенкова (Доктор), и совсем юные солисты выпевали сложнейшие конструктивистские ансамбли, особенно подкупала именно потому, что оперной звездой эта опера не сделает никого. Единственным, но серьезным недостатком была дикция - в массовых сценах понять текст можно было только с помощью воспоминаний о повести Гоголя и английского перевода на бегущей строке. Но этой опере, написанной в параллель к великим гоголевским спектаклям Мейерхольда, не обойтись без активной режиссуры. К тому же сам материал - вызывающий и гротескный - вполне позволяет постановщику быть и выдумщиком, и провокатором. Не таков Юрий Александров. Безусловно умеющий создать эффектную сценическую картинку, очарованный оперной искусственностью Александров, пусть и несколько старомодным образом, вполне может "сделать красиво" в "Пиковой даме" или "Дон Карлосе". Но обэриутско-гоголевская эксцентрика - совсем не его жанр. Вместе со сценографом Зиновием Марголиным и художником по свету Глебом Фильштинским Александров остроумно решает технические задачи - как показать с помощью черной замазки и кинопроекции отсутствие носа на лице, как явить зрителю образ перевернутого на бок Санкт-Петербурга - дома повернуты крышами к зрителю, а брусчаткой - к заднику. Пьяный цирюльник висит в воздухе, а брусчатка на заднике то приближается, то удаляется. Сами дома - сущие трансформеры, у них открываются крыши, словно створки, обнажая то балкон штабс-офицерши, то гигантскую шинель квартального надзирателя. Смешно режиссерски обыгрываются балалайки и домры в партитуре у Шостаковича - на сцене два лихих городовых в рубахах нараспашку бешено наяривают на трех струнах, предваряя появление квартального надзирателя. Александров бережен к эпохе, и все новомодности у него только в сценографии. Костюмы гоголевских времен. Лишь характерные наполеоновские шляпы у Марии Даниловой вдруг становятся розовыми, имитируя полчища носов. Зато уж в декорациях - полнейший модернизм: хромированная сталь, подсвеченная галогеновыми лампами, проекционный задник, ядовито-зеленые дымы. По-настоящему раздражает лишь хореография - танцующие дворники и извозчики слишком уж сильно напоминают неуместную здесь васильевскую "Анюту". Спектакль рассыпается на ряд эффектных, но по большому счету бессмысленных картин. Ради чего майор Ковалев лишился носа на два часа, так и не становится ясно. Про что и по что Юрий Александров рассказывает этот забавный анекдот? Зато понятно, откуда взяты многие его мизансцены - "Войцек" Роберта Уилсона - Тома Уэйтса, "Парсифаль" Купфера. Конечно, не заимствования, а общекультурный контекст, "воздух эпохи", но чего ради мы им дышим? Гергиев в очередной раз поставил на себя самого, на качество мариинских певцов и на удобоваримую, но совершенно не дерзкую режиссуру. Этот ход оправдался и со спектаклями Шарля Рубо, и с Иоганнесом Шаафом. Александровский "Нос", извините за каламбур, тоже не провалится, но запомнится ли?
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир