Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Художества на Дмитровке

В апреле на Малой Дмитровке, 22 должны начаться основные работы по строительству офисного комплекса Школы телемастерства Владимира Познера. Эта стройка уже стала одним из самых скандальных проектов последних лет - на крохотном участке земли сосредоточились интересы нескольких десятков очень влиятельных людей... Получив вести о скором выселении, владельцы студий-магазинов немедленно принялись торговаться за выделение равноценных площадей в центре города. Шестеро живописцев покинули доходный дом на Малой Дмитровке без скандалов, еще пятерым инвесторы до сих пор подбирают варианты. Самым несговорчивым оказался владелец первого этажа Михаил Славин - взамен своей студии, где в последние годы располагались мебельные и оконные магазинчики, он потребовал 100 метров офисной площади класса А на Остоженке с автостоянкой на 3-5 машин
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В апреле на Малой Дмитровке, 22 должны начаться основные работы по строительству офисного комплекса Школы телемастерства Владимира Познера. Эта стройка уже стала одним из самых скандальных проектов последних лет - на крохотном участке земли сосредоточились интересы нескольких десятков очень влиятельных людей. Дом с историей Скандал разгорелся из-за неприметного особнячка на Малой Дмитровке, 22. В начале этого года здесь стали строить Школу телемастерства Владимира Познера, включив дом в единый комплекс офисных помещений. По проекту памятник истории и культуры (именно так проходит особняк по документам) должны реконструировать без сноса. Проблема в том, что маленький дом давно приватизировали под мастерские живущие по соседству в кооперативе художники. - В этом доме когда-то жила актриса Малого театра Держинская. В начале века тут бывал Чехов. А вообще, это просто старый московский дом, - рассказал "Известиям" обитатель Малой Дмитровки Андрей Сазонов. - Художники устроили здесь мастерские в начале 80-х. Сначала было десять студий, потом стало 12. В последние годы на первом этаже открылись магазины, пристроили кафе - очевидно, владельцам студий было выгоднее сдавать помещения, чем работать в них самим. Разумеется, получив вести о скором выселении, владельцы студий-магазинов немедленно принялись торговаться за выделение равноценных площадей в центре города. Шестеро живописцев покинули доходный дом на Малой Дмитровке без скандалов, еще пятерым инвесторы до сих пор подбирают варианты. Самым несговорчивым оказался владелец первого этажа Михаил Славин - взамен своей студии, где в последние годы располагались мебельные и оконные магазинчики, он потребовал 100 метров офисной площади класса А на Остоженке с автостоянкой на 3-5 машин. Так Михаил Славин описал свои требования в письме на имя первого заместителя префекта Центрального округа Сергея Федорова. Причем свои претензии Славин адресовал не только новым владельцам здания, но и столичному правительству в лице ГУОПа (Главного управления охраны памятников Москвы). Ответные действия последовали почти сразу. ГУОП, сославшись на закон, предписывающий собственникам исторических памятников под угрозой выселения заботиться о своем имуществе, реставрировать его и не делать перепланировок, подало в суд на предприимчивых художников. Выяснилось, что художники за пару десятилетий ни разу не ремонтировали свой памятник (фасад один раз покрасили за казенный счет перед визитом в Москву Рональда Рейгана). Более того, владельцы помещений без всяких согласований забетонировали окна и арку, пробивали дыры в полу, делали пристройки к зданию и сносили стены. В октябре 2003 года решением Тверского межмуниципального суда на помещения Михаила Славина и еще 4 собственников мастерских был наложен арест, и все сделки с помещениями были запрещены. Причем не только из-за их нецелевого использования - ГУОП подало документы о признании полуразрушенного здания аварийным. Однако живущая по соседству в доме 24/2 творческая общественность (в лице жилищного кооператива художников "Колорит") встала на защиту собратьев. Послы и телеведущие против Владимира Познера За участок под застройку на Малой Дмитровке в середине 70-х годов бились почти все творческие союзы города - и Союз художников, и Союз композиторов, и Союз писателей. В результате участок достался живописцам - они построили на нем один корпус жилого дома из розового кирпича (по образцу "цековских" апартаментов на Большой Бронной). На второй корпус у художников не хватило денег и сил. Срок освоения площадки к середине 90-х истек, пустырь с одиноко стоящим памятником истории зарос травой и превратился в автостоянку. О престижном кусочке московской земли вспомнили в 1999 году, когда мэрия выпустила постановление № 495-РМ "О предоставлении в пользование земельного участка 20-24 по улице Малая Дмитровка образовательному учреждению "Школа телевизионного мастерства под руководством Познера В.В." для строительства школьного и административного зданий". Затем нашли инвестора (концерн "Крост"). В 2001 году строители подготовили первый проект здания. После дебатов с местными жителями проект переработали и в 2003 году начали стройку. Как только в землю вбили первые сваи, активисты столичных творческих союзов вспомнили былые баталии за землю и засыпали мэрию и администрацию президента письмами и телеграммами с протестами против строительства Школы телемастерства. Дело осложняется тем, что в непосредственной близости от будущей телешколы стоит кооперативный дом художников (тот, который живописцы все же построили на своем участке). Сейчас из 105 квартир элитного дома собственно художникам принадлежит примерно половина - часть дорогих апартаментов люди искусства сдают, какие-то квартиры проданы. Но в доме живут люди достаточно известные. К примеру, телеведущий Андрей Караулов, актриса Анастасия Вертинская, председатель Российского Красного Креста Татьяна Николаенко с супругом - бывшим послом России в Греции и генсеком Совета коллективной безопасности СНГ Валерием Николаенко. В январе 2004 года инициативная группа жильцов отправила в мэрию письмо, в котором изложила свои претензии к строителям: "Работы ведутся в непосредственной близости от фундамента нашего дома - забиваются мощные стальные сваи, роется котлован для двухъярусного подземного гаража. Это создает постоянную вибрацию, воздействуя негативно на здоровье и отдых людей, ведя к образованию трещин в доме... Принимая во внимание многочисленные протесты жильцов нашего кооператива, чьи квартиры теряют к тому же свою товарную стоимость, просьба оказать содействие в том, чтобы новый дом строился на допустимом нормативном расстоянии и был не выше 2-3 этажей с полным исключением подземных гаражей..." Тем не менее строительные работы на площадке все же начались. Все необходимые сертификаты и согласования строители получили, а по жалобам жильцов элитной многоэтажки комиссия из ГУП "МосжилНИИпроект", инвестора и районной управы попыталась провести обследование квартир, которые, по мнению их обитателей, "теряют товарную стоимость". Впрочем, в 90% апартаментов строительных инспекторов просто не пустили. В основном в актах осмотра жилья по адресу ул. Малая Дмитровка, 24/2, составленных 24 февраля 2004 года, стоит такая формулировка: "Со слов проживающих в осмотре квартиры отказано в грубой форме". В неофициальных беседах инспекторы "МосжилНИИпроекта" говорят, что обычно так себя ведут владельцы, которые слишком часто делали у себя перепланировки без согласования с БТИ, а подняв скандал, не учли, что им самим могут грозить крупные штрафы. "Я строитель и я реалист" Владельцы ЖСК "Колорит" (кооператив художников) - очень везучие люди. Малая Дмитровка - пожалуй, единственная стройплощадка в Москве, которой заведует один из жильцов соседнего "протестного" дома. Инженер-строитель Вячеслав Сергеев сам вызвался занять должность начальника участка при строительстве Школы телемастерства. - Я строитель и я реалист, поэтому знаю, что такой пустырь в центре города кто-нибудь когда-нибудь все равно застроит, - сообщил Вячеслав Сергеев "Известиям". - Так пусть уж это буду я. Себе и своим соседям я не сделаю плохо в любом случае, к тому же я строил ЖСК "Колорит", в котором сам живу (в конце 80-х годов Сергеев работал прорабом в "Главмосстрое". - "Известия"), и знаю все нюансы местных грунтов. Я настоял на изменении проекта, мы сделали более прочный фундамент, а сам комплекс будет сделан в виде террас, чтобы не загораживать свет жильцам "Колорита". Мы установили на всех соседних домах строительные маяки и ведем постоянное наблюдение. Если бы где-нибудь появилась трещина, стройка немедленно бы остановилась. После писем жильцов нас проверяют всевозможные комиссии, пока все в норме. Да и сам я постоянно успокаиваю соседей: они приходят ко мне на стройку, я им показываю проекты и объясняю, что и как тут будет. Мы же не варвары, мы делаем такую же красоту, как и художники. Будет ли история романтичного строителя и корыстных художников иметь продолжение, станет ясно уже в ближайшее время. Закончить объект планируется летом 2005 года, а до той поры активисты творческих союзов могут продолжать судебные тяжбы с властями и торговлю с инвесторами. Силы у них, судя по всему, примерно равны. Справка "Известий": Школу телевизионного мастерства под руководством В.В. Познера в журналистской среде называют попросту "Школой Познера". Телеведущий в ней занимает пост ректора и преподает. Организовала школу в 1997 году и продолжает ею руководить его жена - Екатерина Орлова, работавшая в прошлом в печатных СМИ. Школа - это учебное заведение для молодых телевизионных работников со всей России, принимают в нее не более 13 человек. Занятия ведутся по принципу мастер-классов, которые проводят известные телевизионные профессионалы. Школе оказывают финансовую поддержку Internews Network, фонды "Евразия", "Открытая Россия", а также правительство Москвы. В начале 2003 года Школа телевизионного мастерства Владимира Познера не без помощи московского правительства обрела собственный адрес в центре Москвы, на улице Малая Дмитровка, владения 20-24. Там уже начата реконструкция недавно выявленного памятника архитектуры второй половины ХIХ века. Реконструкция производится строительным концерном "Крост", консультантом выступает Noble Gibbons/CB Richard Ellis.
Комментарии
Прямой эфир