Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США направят советника в министерство обороны Армении
Политика
Американист оценила влияние Илона Маска на предвыборную гонку в США
Мир
В Кремле указали на настрой ЕС на милитаризацию и конфронтацию
Страна
Аналитики США указали на возможность Вэнса привлечь избирателей к Трампу
Мир
Рябков заявил об обеспокоенности РФ военной биодеятельностью США у своих границ
Спорт
МОК опубликовал список допущенных к участию в Олимпиаде-2024 россиян
Мир
Глава ЕК заявила о подрыве западного порядка в результате дружбы РФ и КНР
Мир
Рябков заявил об отсутствии у России предпочтений по кандидатам в президенты США
Спорт
Сборная России осталась на 33-м месте в рейтинге ФИФА
Армия
ВС РФ уничтожили замаскированную позицию украинской станции П-18
Экономика
Эксперт указал на опасность «черного» майнинга криптовалют для энергоснабжения РФ
Недвижимость
В России зафиксировали снижение количества заявок на ипотеку на 70%
Армия
Российские системы ПВО сбили украинский самолет МиГ-29
Мир
В МИД РФ не исключили ответа на размещение дальнобойных ракет США в ФРГ
Общество
Подаренные Путину в КНДР собаки получили клички
Политика
Военный эксперт указал на попытки США превратить Евросоюз в буферную зону
Мир
Минобороны ФРГ пока не определилось с местом для размещения оружия США
Мир
Депутат ЕП обвинила фон дел Ляйен в разрушении экономики ЕС и бедности населения

На 91-м году скончался Никита Богословский

Никиту Богословского будут помнить как одного из главных авторов так называемой советской песни. Правда, сам композитор не любил подобное определение и считал его глупым: "Разве может быть песня монархической, капиталистической или демократической?" - говорил он. Подводя итоги своей жизни в одном из последних интервью, Никита Владимирович говорил: "В духовном плане у меня не было драм и трагедий. Было ясное, радостное ощущение жизни, праздник бытия. Я просто живу так, как мне хочется. Естественно, в рамках закона. И, в общем, я доволен тем, как это мне удается. Может быть, это стыдно, но я никогда не интересовался страной. Все мои мысли были направлены на творческое благополучие и на свою судьбу в этом мире, который я воспринимал иронически..."
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Один из главных отечественных композиторов советского времени, писатель, "король розыгрыша" Никита Богословский родился 22 мая 1913 года в Петербурге, в дворянской семье. Дедушка Никиты был камергером императорского двора, и за его происхождение друзья называли Богословского "барином". Сам же он говорил про себя: "Я барин только по происхождению - мама с папой были столбовыми дворянами. Меня же, четырехгодовалого, большевики лишили и достоинства дворянского, и права наследования родовых имений в Новгородской и Тамбовской губерниях". Первым языком Богословского был французский. Музыкальность передалась ему от мамы, ученицы пианистки Есиповой (которая, в свою очередь, училась у Ференца Листа). Азам композиции маленького Никиту обучал сам Александр Глазунов. Свой первый гонорар сочинительством Никита Богословский заработал в пятнадцать лет, написав оперетту "Как ее зовут", которую поставили в Ленинградском театре музыкальной комедии. "Я пошел на премьеру, - вспоминал автор, - страшное волнение, вдруг меня кто-то дергает за рукав. Я смотрю - билетерша. "Мальчик, ты куда?" - спрашивает. Я говорю: "Да вот, тут я написал..." - "Нет, придешь в воскресенье с мамой на утренник". Весь первый акт я простоял в вестибюле, пока не пришел директор и не сказал: "Что ж вы автора не пускаете?" Уже в шестнадцать Богословский почувствовал себя богачом: "Тогда на меня свалились огромные деньги, и я тратил их следующим образом. Приезжал в Москву, селился в лучшей гостинице, в самом дорогом "люксе", вызывал из гаража "Линкольн", если надо было переместиться на расстояние в два-три километра. Грешен, долго не мог изжить в себе барские замашки. Теперь они изжились поневоле". После того были написаны симфонические и камерные произведения, сочинения для музыкального театра, песни и музыка к кинофильмам и мультфильмам. Богословский - автор восьми симфоний, симфонической повести "Василий Теркин" (1950-1963 гг.), двух струнных квартетов, музыкальных драм по Блоку: "Незнакомка" и "Балаганчик", балета "Королевство кривых зеркал", одноактной оперы "Соль", семнадцати оперетт и музыкальных комедий, в том числе: "Одиннадцать неизвестных", "Весна в Москве", "Раскинулось море широко", "Алло, Варшава" и других. Композитор сочинил музыку к 52 драматическим спектаклям (в том числе "Факир на час", "Свадебное путешествие", "В сиреневом саду"), более чем шестидесяти художественным фильмам: "Остров сокровищ", "Истребители", "Большая жизнь", "Таинственный остров", "Ночь над Белградом", "Два бойца", "Пятнадцатилетний капитан", "Олеко Дундич", "Пес Барбос и необычный кросс" и "Самогонщики", "Всадник без головы"... Песни Никиты Богословского звучат в классических советских мультфильмах, число которых перевалило за пятьдесят: это и "Айболит", "Бармалей", "Дюймовочка". Никита Богословский написал около 200 песен, среди которых: "Я на подвиг тебя провожала", "Любимый город", "Спят курганы темные", "Темная ночь", "Шаланды", "Три года ты мне снилась", "Лизавета", "Старый извозчик", "Днем и ночью", "Почему ж ты мне не встретилась", "Уходит бригантина", "Звезда моих полей", "Аленушка", "Солдатский вальс", а также музыку для многочисленных эстрадных спектаклей и радиопостановок. Несмотря на удивительную работоспособность, несомненный сочинительский талант, личное покровительство Фурцевой и всенародную любовь, на Богословского периодически нападали то коллеги, то власти. Первый раз с "запретительством" Никита Богословский столкнулся, когда в 1937 году дебютировал музыкой к фильму "Остров сокровищ". Прозвучавшие в картине три песни сразу запела вся страна. Две из них, "Песенка Дженни" и "Бей, барабан", появились вскоре в нотных изданиях и грамзаписи, а вот третья, "Песня пиратов", принесла автору массу неприятностей. Ее взяли "на вооружение" любители зеленого змия: песня стала их своеобразным гимном. Обвинения в вульгарности и дурновкусии поступали и от коллег. В 1958 году композитор Георгий Свиридов писал в "Правде", что пластинки с песнями Богословского в исполнении Марка Бернеса "являют собой образец пошлости, подмены естественного пения унылым говорком или многозначительным шепотом. Этому артисту мы обязаны воскрешением отвратительных традиций "воровской романтики" - от куплетов "Шаланды, полные кефали" до слезливой песенки рецидивиста Огонька из фильма "Ночной патруль". Тем не менее Никиту Богословского будут помнить как одного из главных авторов так называемой советской песни. Правда, сам композитор не любил подобное определение и считал его глупым: "Разве может быть песня монархической, капиталистической или демократической?" - говорил он. У Никиты Богословского, несомненно, очень удачная творческая судьба. Его песни, спетые Леонидом Утесовым, Марком Бернесом, Иваном Козловским, Сергеем Лемешевым, Клавдией Шульженко, Тамарой Миансаровой, Олегом Анофриевым, Валентиной Толкуновой, Львом Лещенко, Муслимом Магомаевым и многими другими артистами, постигла самая счастливая судьба - они насколько хорошо уже всем известны, что иные даже считаются народными. Подводя итоги своей жизни в одном из последних интервью, Никита Владимирович говорил: "В духовном плане у меня не было драм и трагедий. Было ясное, радостное ощущение жизни, праздник бытия. Я просто живу так, как мне хочется. Естественно, в рамках закона. И, в общем, я доволен тем, как это мне удается. Может быть, это стыдно, но я никогда не интересовался страной. Все мои мысли были направлены на творческое благополучие и на свою судьбу в этом мире, который я воспринимал иронически..." Тихон Хренников, композитор: "Его песни стали народными" Уход Никиты Богословского - печальное событие, огромная потеря для русской музыки. Мы с ним познакомились двадцатилетними мальчишками в середине 1930-х годов, когда он приехал из Ленинграда в Москву, и начали дружить. Этот талантливейший композитор обладал таким мощным мелодическим даром, который помогал ему создавать песни, сразу становившиеся достоянием всего народа. Эти песни были настолько сердечные, человечные, что сразу подхватывались и навсегда оставались в сердцах и душах людей, любящих музыку. Редко бывает, что композитор обладает таким мелодическим даром. Песни, которые создавал Никита Богословский, стали народным достоянием. Некоторые не знают даже автора, и они считаются народными. Потому что главная их тема - тема человеческих чувств, и сколько бы раз ты ни пел эту песню, каждый раз поднимается благодарность к автору, который сумел написать замечательную мелодию. Но у песен Богословского есть еще одна отличительная черта - тексты к ним всегда писали очень талантливые поэты. Среди его поклонников - вся Россия, причем все это люди разных поколений. Никита Богословский многим запомнился своими знаменитыми розыгрышами. Многих они даже огорчали, настолько были острыми. Но все равно потом все, включая разыгрываемых, дружно хохотали над его выдумками. Достаточно вспомнить его знаменитую хохму: "У слесаря Иванова родилась тройня. Все три матери чувствуют себя великолепно". Сейчас уже забыли, чья это острота. А ведь чтобы сочинить такое, надо обладать не только остроумием, но и каким-то очень теплым отношением ко всем людям. Вечная ему память, благодарность и слава. Олег Анофриев, актер, певец: "Его хохмы знала вся Москва" Песни Никиты Богословского были не просто очень мелодичными и гармоничными, но в них всегда был глубокий смысл. Они были не просто музыкальной иллюстрацией времени, в котором он жил, но всегда отражали его отношение к событиям, что происходили вокруг него. И когда он писал какую-нибудь непростую, сложную песню, всегда обращался ко мне. Его песни надо было не просто выучить, но прочувствовать. Он никогда не боялся, что их не поймут. Вот посмотрите его "Темную ночь" или "Шаланды, полные кефали" - их можно было отнести к низкому жанру, к песням, которые поют в подъездах, а они зазвучали по всей стране как образцы стиля, а "Темная ночь" вообще стала потрясающим лирическим памятником войне. Он обожал юмор, его хохмы были известны всей Москве, ну, например, нашумевшая история, как Богословский опечатал дачу Хенкина. Дело было в суровые 1930-е годы, когда шутить было довольно опасно. Так вот они с приятелями подвыпили, подошли к даче Хенкина, который в это время был на гастролях, и обвязали калитку шпагатом, скрепив его концы пластилином. А на нем при помощи обычного пятака выбили орнамент, вроде грозной печати известного ведомства. И каждый, кто подходил к даче Хенкина, уже издали мог видеть, что несчастного хозяина или уже взяли, или дожидаются. Кажется, успели сообщить об этом и самому Хенкину. Это лишь один случай, которых были сотни. А сюжет рязановского фильма "С легким паром"? Это же тоже полностью его сюжет. Он был невероятным выдумщиком. Он был абсолютно нежадным человеком, хотя хорошо зарабатывал. Помню, однажды на съемках какого-то фильма в Киеве он закатил нам, участникам фильма, шикарный банкет - это было так широко и элегантно, что мы все выглядели очень бледно.
Комментарии
Прямой эфир