На наши экраны вышла картина "Тайное окно", экранизация не самого популярного рассказа Стивена Кинга "Секретное окно, секретный сад". Вслед за Джеком Николсоном ("Сияние") кинговского героя-писателя сыграл Джонни Депп.
Главных героев в фильме два - медленно сходящий с ума беллетрист Мортон Рейни (Джонни Депп) и его загородный дом на озере Тэшмор.
Дом, любовно захламленный декораторами, достался писателю при разводе с женой Эми, однажды ночью застигнутой мужем в номере дешевого мотеля в одной постели с преуспевающим агентом по недвижимости. Сумасшествие Мортона проистекает из затяжного творческого кризиса, вызванного ревностью, досадой и невозможностью пережить измену.
Однажды на пороге дома, шебурша осенней листвой, появляется некий Джон Шутер, живое воплощение строк Гарика Сукачева про человека в шляпе, лишнего в чьей-то судьбе. Шутер сжимает в руках рукопись своего рассказа, якобы украденного Мортоном. Чтобы избавиться от незваного гостя, герой должен за три дня найти и предъявить журнал с первой публикацией спорного объекта интеллектуальной собственности.
Пока Рейни, уверенный в своей правоте, обзванивает агентов и издательства в поисках журнала, его любимый пес находит смерть от удара отверткой в голову, а нью-йоркский дом Эми выгорает от крыши до винного погреба.
До определенного момента фильм старательно и буквально повторяет все, что Стивен Кинг некогда изложил в рассказе "Секретное окно, секретный сад" - лишь исходный кот, в самых трогательных выражениях описанный в книге, был по неизвестным причинам заменен лохматой собакой, в меньшей степени вызывающей умиление и сочувствие.
Однако и финал, и мотивации поступков героя - целиком на совести режиссера и сценариста Дэвида Коэппа.
У Кинга безумие Мортона было сложносочиненным - личная драма наложилась на воспоминания о давнем юношеском плагиате, который остался безнаказанным и положил начало успешной писательской карьере героя. Взаимоотношения творца и созданной им реальности всегда были для Кинга идефикс - трудно представить себе, чтобы его персонажи хватались за ледоруб от неразделенной любви.
Тем не менее в "Тайном окне" бракоразводный процесс доминирует над творческим - именно измена жены, а не литература доводит героя до шизофрении. С обывательской точки зрения так оно, может быть, и понятнее. Но если ориентироваться на рядового зрителя, зачем тогда менять невеселый, но вполне сносный хеппи-энд литературного первоисточника на собственный финал и два лишних трупа, которых нет на совести у Стивена Кинга?
Не исключено, что в подобном самоуправстве Дэвид Коэпп видел возможное разрешение своих собственных проблем - в этом случае режиссер вполне вписался бы в галерею кинговских персонажей, для которых постоянная необходимость выбирать между вымыслом и реальностью превращается в пожизненный морок.
Хотя если относиться к прозе Стивена Кинга без пиетета (как относился к ней Стэнли Кубрик, создававший свое "Сияние" без оглядки на мнение писателя), то фильму "Тайное окно" трудно предъявлять претензии: это нормальный, вполне смотрибельный триллер. Джонни Депп, вернувшийся в обойму суперзвезд после "Пиратов Карибского моря", и здесь подтверждает свой статус харизматического психопата, который под занавес жадно вгрызается в кукурузный початок, - последний кадр "Тайного окна" вполне можно счесть его, Деппа, парафразом знаменитого николсоновского: "А вот и Джонни!".