Европейцы берут на вооружение американские методы борьбы с терроризмом: Европарламент принял решение, обязывающее авиакомпании заранее предоставлять властям подробную информацию о своих пассажирах. Правда, европейцы пошли на некоторые уступки перевозчикам. По предложению Франции, информация о пассажирах будет храниться только 24 часа и станет доступной лишь для иммиграционных властей.
Впервые дискуссия о предоставлении такой информации в Европе началась год назад: ее инициировала Испания, намеревавшаяся подобным образом ограничить нелегальную миграцию. Однако решение тогда принято не было. Лишь после трагических событий в Мадриде этот вопрос был вновь поднят. "Теракты в испанской столице доказали необходимость принятия кардинальных мер", - заявил министр юстиции Ирландии Майкл МакДоуэл.
Перевозчиков, которые будут настаивать на конфиденциальности данных о пассажирах и откажутся предоставлять их миграционным властям, будут штрафовать. Российские авиакомпании намерены выполнять требование европейцев: "Аэрофлот" уже делает это при полетах в США.
"После событий 11 сентября мы стали передавать паспортные данные пассажиров американским властям, чтобы за океаном у наших клиентов не возникали проблемы при прохождении пограничного контроля, - сказала "Финансовым Известиям" пресс-секретарь "Аэрофлота" Ирина Данненберг. - Компания не стала оспаривать и недавнее требование американцев предоставлять более полные данные. Поэтому мы не видим проблем в том, чтобы такую же информацию передавать и европейцам".
Западные авиакомпании не столь лояльны к требованиям американских властей, как "Аэрофлот". Перевозчики посчитали, что из-за долгих проверок пассажиров компании будут ежегодно терять почти $2 млрд. Руководство Delta Air Lines даже заявило о том, что не будет участвовать в этих акциях. Но демарш авиаторов не повлиял на решение США: глава управления безопасности на транспорте Дэвид Стоун заявил, что ужесточение контроля над пассажирами произойдет в ближайшие несколько месяцев. Тогда на каждого, кто купит билет за океан, американцы будут заводить анкеты. В них кроме паспортных данных будут указаны реквизиты кредитных карточек и все телефонные номера - домашний, служебный и мобильный. Кроме того, пассажир должен будет сообщить, привлекался ли он ранее к суду.
Любопытно, что еще недавно европарламентарии считали действия американцев вмешательством в частную жизнь граждан. Однако активизация террористов показала, что ради сохранения самой жизни можно немного пожертвовать завоеваниями демократии. Тем более что власти заявляют о временности таких мер. Правда, сроки, в течение которых завершится эта акция, не сообщаются.
Западные страны переняли от России эстафету по выдвижению инициатив, направленных на укрепление авиабезопасности. Если раньше предложение советских авиавластей делать двери в кабину экипажа бронированными вызывало на Западе смех, то после событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке наличие бронированных дверей стало служить пропуском для пролета самолета в США.
Теперь уже нам предстоит перенимать зарубежный опыт. В Минтрансе говорят, что аналогичные требования - предоставлять информацию о пассажирах - будут предъявлены иностранным авиакомпаниям, летающим в Россию.