Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Золотая лихорадка

В субботу в Цирке на Цветном бульваре состоится церемония открытия "Золотой маски". Юбилейной. Десятой. Не надоело? Сколько, спрашивается, можно? Уже нет никаких сил. Куда ни глянь - всюду "Маска". Даже в цирке. Хорошо хоть не в зоопарке. Но, возможно, дойдет и до зоопарка. Ведь история этого фестиваля - и есть история постоянной экспансии в разные сферы театральной и околотеатральной жизни. "Золотая Маска" сначала завоевала Москву, потом втянула в свою орбиту провинцию, потом вывезла себя вместе с церемонией в Петербург, незадолго до того повернулась лицом к Западу, показав ему Russian case ("выставка" наших театральных достижений для тамошних театральных деятелей). В планетарном масштабе задача выполнена, но Солнечная система еще не освоена. Похоже, это никогда не кончится...
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В субботу в Цирке на Цветном бульваре состоится церемония открытия "Золотой маски". Юбилейной. Десятой. Не надоело? Сколько, спрашивается, можно? Уже нет никаких сил. Куда ни глянь - всюду "Маска". Даже в цирке. Хорошо хоть не в зоопарке. Но, возможно, дойдет и до зоопарка. Ведь история этого фестиваля (и одноименной премии) - и есть история постоянной экспансии в разные сферы театральной и околотеатральной жизни. "Золотая Маска" сначала завоевала Москву, потом втянула в свою орбиту провинцию, потом вывезла себя вместе с церемонией в Петербург, незадолго до того повернулась лицом к Западу, показав ему Russian case ("выставка" наших театральных достижений для тамошних театральных деятелей). В планетарном масштабе задача выполнена, но Солнечная система еще не освоена. Похоже, это никогда не кончится... Хроника "Золотой маски" Скандалы, новации, сенсации 1993-1994 Лучший спектакль - "Нумер в гостинице города NN" (режиссер Валерий Фокин) Самая негромкая и не скандальная "Маска" (конкурс проводился только среди московских спектаклей и только в части драматического театра). Прошла без неожиданностей, но и без открытий. Незаслуженным аутсайдером "масочной" гонки оказался спектакль Генриетты Яновской "Иванов и другие", высоко оцененный критикой и выдвинутый сразу в четырех номинациях, но получивший премию только за лучшую сценографию (действительно прекрасная работа Сергея Бархина). 1994-1995 Лучшие спектакли - "Буря" Казанского ТЮЗа (режиссер Борис Цейтлин), "Эрнани" (режиссер Александр Титель), "Чайковский" (хореограф Борис Эйфман) Конкурс, превратившийся из московского в общероссийский, сразу приносит первую неожиданность. В драме за главный приз сражались спектакль "Превращение" Валерия Фокина, "Идиот" Сергея Женовача и "К.И. из "Преступления" Камы Гинкаса, и всех их победил спектакль из провинции, поставленный известным лишь в узких театральных кругах Борисом Цейтлиным. Немалую роль в победе "Бури" сыграли фантастические во всех отношениях декорации Юрия Харикова (с этого момента и начинается его восхождение на вершину театрального Олимпа). Спектаклю Гинкаса (одному из лучших его спектаклей) по иронии судьбы не досталось ничего. Новшество этой "Маски" - появившийся раздел музыкального театра. С этого года лучшие спектакли ищут среди опер и балетов. 1995-1996 Лучшие спектакли - "Плач Иеремии" Анатолия Васильева и Игоря Попова, "Игрок" (Мариинский театр), "Симфония до мажор" (Мариинский театр) Самая скандальная "Маска". Скандальной оказалась, во-первых, сама церемония вручения, поставленная Владимиром Мирзоевым с авангардным задором. Задор обернулся скукой и невнятицей. Ближе к финалу галерка начала свистеть и выкрикивать неприличности. Главной неожиданностью (и еще одним скандалом, доведшем страсти в зале до точки кипения) оказалось вручение скромному спектаклю из Омска "Женщина в песках" (реж. Владимир Петров) сразу трех "Золотых масок" (за лучшую режиссуру и лучшие мужскую и женскую роли). В аутсайдерах оказались Гинкас и Фоменко. Члены жюри сами в недоумении - как же так получилось? В театральных кругах впервые начинает обсуждаться феномен протестного голосования (члены жюри, голосуя за имярека, на самом деле не желают отдавать голоса действительно сильным режиссерским работам). Эта же "Маска" радует кукольной номинацией. Победитель - шедевр Резо Габриадзе "Песня о Волге". На пятки Габриадзе наступает молодой талантливый Илья Эпельбаум, мистифицировавший Москву спектаклем "Гастроли Лиликанского Большого Королевского театра в России" (приз за лучшую режиссуру). Новшество: в музыкальном театре появляется номинация "лучший дирижер". Им становится Валерий Гергиев. 1996-1997 Лучшие спектакли - "Пьеса без названия" (режиссер Лев Додин), "Евгений Онегин" (Новая опера) Новшество: появляется "Приз критики". Первым лауреатом становится Клим ("Луна для пасынков судьбы"), знаменитый "человек из подполья", выросший, несмотря на сопротивление театральной среды (долгое время ему пришлось работать в подвале, но потом и подвала лишили), в очень интересного режиссера. Получая приз, Клим сказал, что расценивает его как награду всему его поколению, которое в театральной среде нередко называют "потерянным". Маленький скандал: лучшего хореографа и лучшего балетного спектакля в этом году не нашли. 1997-1998 Лучшие спектакли - "Зимняя сказка" (МДТ), режиссер Деклан Доннеллан, "Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке" (режиссер Юрий Александров), "Сны о Японии" (хореограф Алексей Ратманский) Впервые национальная театральная премия вручена нерезиденту - английскому режиссеру Деклану Доннеллану. Главный скандал этой "Маски" - эксперты сняли с конкурса целую номинацию - "Лучшая женская роль", что вызвало переполох в театральной среде. Возмущенный тем, что в стране не нашлось ни одной достойной "Маски" актрисы, председатель жюри Сергей Юрский даже потребовал очной ставки с членами экспертного совета, требуя, чтобы они вернули номинацию на место. Эксперты были непреклонны. В конкурсе участвуют сразу два спектакля молодого режиссера из Питера Юрия Бутусова - "В ожидании Годо" и "Сторож". Первый из них получит аж две "Маски" (за лучшую режиссуру и приз критики), а игравшие у Бутусова Константин Хабенский, Михаил Трухин и Михаил Пореченков вскоре станут звездами сериалов, предпочтя трудной театральной славе легковесную телепопулярность. Новшество: еще одно изменение в структуре премии. Появляется номинация "Новация", в которой двух мэтров Валерия Фокина ("Татьяна Репина") и Анатолия Васильева ("Каменный гость") победил Александр Пономарев с поставленным в РАМТе спектаклем "Победа над солнцем", что можно считать основной неожиданностью этого года. Еще одна - такая редкая и потому такая ценная - победа поколения Клима. 1998-1999 Лучшие спектакли - "Комната смеха" (режиссер Кама Гинкас), "Семен Котко" (режиссер Юрий Александров), "Симфония до мажор" (Большой театр), "Кровать" (хореограф Геннадий Абрамов) В драме - компромиссное и оттого нелепое решение жюри. Не самый лучший спектакль Гинкаса победил не только очень сильный спектакль Льва Додина "Чевенгур", но и его же собственную куда более совершенную, чем "Комната смеха", театральную работу "Пушкин. Дуэль. Смерть". Гинкас на церемонию вручения не явился. Главное открытие фестиваля - Евгений Гришковец. Ему достаются сразу две "Золотые маски" - в номинациях "Новация" и "Приз критики". Главный скандал - в опере премии почти во всех номинациях получил "Семен Котко" Мариинского театра, компромиссная "За лучшую мужскую роль" ушла новосибирскому "Молодому Давиду" Дмитрия Чернякова, чьи "Маски" еще впереди. Главное новшество: появляется раздел "Современный танец", в котором рассматриваются спектакли, не относящиеся к классическому балету. С этого момента полуподпольный contemporary dance становится в России легальным явлением. Новшество: номинация "Лучший зарубежный спектакль". Побеждает "Макбет" Эймунтаса Някрошюса. 1999-2000 Лучшие спектакли - "Потерянные в звездах" (режиссер Григорий Дитятковский), "Одна абсолютно счастливая деревня" (режиссер Петр Фоменко), "Леди Макбет Мценского уезда" (режиссер Дмитрий Бертман), "Драгоценности" (Мариинский театр), "Зарисовки с натуры" (хореограф Ольга Пона) Главное новшество: в драматическом театре спектакли разделяются на "большую форму" и "малую". В драме шедевр Петра Фоменко получает "Маску" наряду с изящным и остроумным, но, мягко говоря, не выдающимся спектаклем питерского режиссера Григория Дитятковского. Cпектакль Камы Гинкаса "Черный монах", вошедший в золотой фонд русского театра, остается за бортом. В конкурсной программе фестиваля впервые оказывается коллектив с двойным гражданством - знаменитый театр "Дерево", родившийся в Петербурге, но прописанный в Дрездене. Театральная глобализация триумфально шествует по России. В современном танце снова скандал: явный лидер процесса Татьяна Баганова ("Провинциальные танцы", Екатеринбург) снова награждается как лучший хореограф и снова не получает премию "За лучший спектакль" ("Кленовый сад"). Впервые получает премию художник в разделе "Современный танец" - Ольга Паутова за "Кленовый сад" Татьяны Багановой Лучшим зарубежным спектаклем впервые становится также танцевальный спектакль - "Полуночники" Жозефа Наджа (Франция) 2000-2001 Лучшие спектакли - "Чайка" (режиссер Лев Додин), "Война и мир" (режиссер Петр Фоменко), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (режиссер Дмитрий Черняков), "Коппелия" (постановщик Сергей Вихарев), "Голос" ("Эксцентрик-балет") Петра Фоменко на церемонии вручения зал встречает овацией. Льва Додина довольно жидкими аплодисментами. Многие посчитали "Чайку" творческой неудачей великого режиссера. Критический цех раскалывается на "додинцев" и "антидодинцев". Первые полагают, что даже если "Чайка" - неудача, до нее все равно далеко сражавшимся с ней за "Маску" спектаклям других мастеров. В конкурсе впервые принимает участие спектакль Владимира Мирзоева, доселе в упор не замечаемый экспертами. Приз "За лучшую мужскую роль" достается Максиму Суханову, сыгравшему в этом спектакле заглавную роль Сирано де Бержерака. В современном танце - снова скандал, связанный с выбором жюри, приз получает полуэстрадная постановка из Екатеринбурга "Голос", а главная сенсация сезона балет голландца Пола-Селвина Нортона "Взлом" удостаивается лишь премии за лучшую мужскую роль (Роман Андрейкин) 2001-2002 Лучшие спектакли - "Московский хор" (режиссер Лев Додин), "Дама с собачкой" (режиссер Кама Гинкас), "Мадам Баттерфляй" (режиссер Людмила Налетова), "Пиковая дама" (хореограф Ролан Пети), "Ожидание" (хореограф Ольга Пона) Очень сильный конкурс и безупречная работа жюри. Кажется, впервые за всю историю "Маски" почти все довольны. Кама Гинкас берет реванш, получив за второй спектакль своей чеховской трилогии сразу две награды (одна из них - за режиссуру). Очередной триумф Льва Додина. На сей раз - триумф безусловный. В афише "Маски" наконец-то представлено молодое поколение режиссуры. Выясняется, что она (молодая режиссура) у нас все-таки есть. Приз критики достается спектаклю "Странники и гусары" Юрия Погребничко. К вящей радости его почитателей он наконец попал в орбиту "Маски". Приз зрительских симпатий уходит спектаклю "Облом-off" по пьесе Михаила Угарова в постановке автора. Эта победа знаменует собой пик интереса к новой драме, активным апологетом которой является Угаров. Главное открытие фестиваля - питерский инженерный театр "АХЕ", состоящий, собственно, из двух режиссеров-художников Максима Исаева и Петра Семченко. Сделанный ими в Германии спектакль "Сине локо" становится победителем в номинации "Новация" и заставляет многих признать, что в современном театре еще возможны подлинные чудеса. Фавориты и аутсайдеры Евгений Панфилов Четырежды выдвигался на "Золотую маску" в номинации "Лучшая работа хореографа" (за спектакли "Восемь русских песен" (1996), "Ромео и Джульетта" (1997), "Аввакум... Танц-мистерия" (1998), "Прекрасные дамы маркизов и русских князей" (2001) и ни разу ее не получил. Долгожданную премию получил в разделе "Новация" в 2001 году за спектакль "Бабы. 1945 год", который поставил в труппе "Балет толстых". Валерий Гергиев Абсолютным фаворитом в номинации "Лучшая работа дирижера" остается Валерий Гергиев, награжденный "Маской" целых пять раз за спектакли "Игрок" (1997), "Парсифаль" (1998), "Летучий голландец" (1999), "Семен Котко" (2000) и "Валькирия" (2002). При этом Мариинка сравнительно нечасто получает приз за лучший оперный спектакль. Лев Додин Абсолютный чемпион по выдвижениям на "Маску" и получениям оной. Выдвигался пять раз. Получил трижды. В этом году выдвинут опять ("Дядя Ваня", МДТ). Похоже, опять получит.
Комментарии
Прямой эфир