В Триполи прилетел британский премьер - впервые после Второй мировой войны. Примеру Уинстона Черчилля в четверг последовал Тони Блэр. По его словам, он приехал предложить ливийскому лидеру Муамару Каддафи "руку дружбы". Про сердце Блэр не сказал ничего, это, видимо, и так подразумевалось. За что Блэра многие уже осудили, посчитав, что негоже "ручкаться" хоть и с уже бывшим, но террористом. Впрочем, Каддафи оказался весьма гостеприимным хозяином: британско-голландская компания Royal Dutch Shell получила контракт на разработку ливийского газового месторождения на сумму 200 миллионов долларов.
Тони Блэра настолько замучили обвинениями в "неправильном обращении" с иракским тираном, что он отправился обмениваться рукопожатиями с другим диктатором. Ход, надо признать, оригинальный. Британская пресса еще долго будет обсуждать подробности поездки Блэра в Триполи, одни подданные британской королевы сойдутся на том, что у правительства "помутился рассудок", а другие с гордостью за державу обнаружат в дружбе премьера с "настоящим полковником" из Ливии много мудрости и экономической целесообразности. Об иракской эпопее в Лондоне вспомнят теперь не скоро. Разве что сам Блэр, да и то в беспокойных снах.
Муамар Каддафи - пока что единственный пример эффективности современной западной политики "тяжелого кнута". Ливийский лидер сначала под давлением многолетних экономических санкций признал ответственность за теракт на борту американского "Боинга" и пообещал выплатить компенсации родственникам погибших, а затем - уже после разгрома Саддама Хусейна - отказался от разработок оружия массового поражения.
Триполи избежал-таки удара кнутом и даже дождался сладкого пряника. "Ливии надо помочь вернуться в цивилизованный мир" - с таким почти что победным кличем Блэр отправился на север Африки. С "цивилизованным миром" пока еще не все ясно, а вот в британскую прославленную военную академию Сэндхерст, в которой учился и Муамар Каддафи, ливийские курсанты вернутся уже очень скоро. Кроме того, британцы не прочь сбыть Ливии свое оружие. Компания British Aerospace уже проявляет интерес к потенциальному и, самое главное, богатому покупателю. Несколько лет назад британские авиастроители обсуждали с Триполи 10-миллиардный проект модернизации ливийского парка гражданской авиации. На современное оружие, надо полагать, Каддафи также готов раскошелиться.
Впрочем, есть немало британцев, для которых гораздо важнее морально-этический аспект рукопожатия Блэра с Каддафи. Ливия активно поддерживала в свое время террористов по всему миру, в том числе и Ирландскую республиканскую армию, попортившую кровь Великобритании. Кроме того, британцы не забыли, что в 1984 году в убийстве женщины-полицейского Айвонны Флетчер во время митинга у ливийского посольства Лондон обвинил Триполи и разорвал с ним дипотношения.
"Мы имеем дело с тем же режимом, что отдавал приказы взрывать самолеты и убивать людей, - считает американка Кэтлин Флин, мать погибшего на борту "Боинга" авиакомпании Pan Am, взорванного в 1988 году над шотландским местечком Локерби. - Каддафи - убийца международного масштаба".
В 1999 году Ливия выдала шотландскому правосудию двух подозреваемых в организации взрыва над Локерби, унесшего жизни 270 человек. А в 2003 году Триполи пообещал выплатить родственникам жертв компенсации - по 10 миллионов за каждого погибшего. ООН сняла действовавшие с 1992 года антиливийские санкции.
Сегодня отношения с Каддафи пытаются наладить и США. Накануне визита Блэра в ливийской столице побывал помощник госсекретаря Уильям Бернс. Американского чиновника такого ранга не было в Триполи уже 30 лет. Бернс привез с собой личное послание от Джорджа Буша. Он не сообщил, о чем именно говорится в этом письме.
Ливийского полковника трудно обидеть сильнее, чем это сделал в середине 1980-х хозяин Белого дома Рональд Рейган - он назвал Каддафи "бешеным псом Ближнего Востока". Сейчас же Каддафи из изгоя превратился практически в почти что героя. И письма ему пишут, и руку дружбы предлагают.