Обещанное авторами административной реформы сокращение чиновничьего аппарата начнется с его верхушки. Руководитель аппарата правительства Дмитрий Козак и вице-премьер Александр Жуков сошлись во мнении, что у министров слишком много заместителей. Во вторник на комиссии Жукова, которая разрабатывает новую структуру правительства, а затем в четверг на заседании кабинета должны рассматриваться предложения по перераспределению функций, кадров и бюджетных денег между оставшимися министерствами. Быстрой административной реформы, как хотел президент, не получится. Министры не желают расставаться ни с функциями, ни с заместителями.
На этой неделе в правительстве начнут работать ликвидационные комиссии. Согласно распоряжению премьера Михаила Фрадкова, в течение 3 месяцев они должны завершить мероприятия по упразднению и реорганизации 13 министерств, двух госкомитетов, одной комиссии, 4 служб и 4 агентств, ликвидированных указом президента о новой структуре федеральных органов исполнительной власти.
Михаил Фрадков обещал позаботиться о сотрудниках упраздняемых правительственных учреждений и не допустить ухудшения их материального положения. В распоряжении премьера говорится о необходимости оказать увольняемым работникам содействие в трудоустройстве в органы исполнительной власти. Исходя из того что в результате административной реформы общее количество этих органов не сократилось, а возросло с 53 до 70, можно предположить, что места найдутся для всех или почти для всех.
Чиновникам высокого ранга придется сложнее. Не все способны, как говорил Фрадков, смириться с понижением в статусе. Между тем высшее звено управленцев - заместители министров - первые кандидаты на увольнение.
В пятницу на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития Александр Жуков, возглавляющий межведомственную комиссию по структурной реформе правительства, заявил, что поддерживает инициативу Дмитрия Козака о сокращении числа замминистров.
"В ближайшее время будет сокращаться число заместителей, но не до двух", - сообщил Жуков. Два-три заместителя каждому министру - предложение Козака. В правительстве считают его слишком радикальным, как и первоначальные планы кремлевской администрации по двукратному сокращению белодомовсокго аппарата. В условиях, когда полномочия и ответственность министерств возрастают, это может окончательно разладить работу растревоженного реформой министерского корпуса. "У министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова уже три первых зама, а ведь должны быть еще просто заместители", - говорят в Белом доме.
В упраздненном Минобразовании работало 5 заместителей министра, у главы Минсельхоза было 5 замов, у бывшего министра транспорта - 6, у министра промышленности - 7.
Рекордсмены по количеству "правых рук" - министр экономического развития и торговли Герман Греф и министр финансов Алексей Кудрин. У Грефа 18 замов, включая трех первых, у Кудрина -12. Оба ведомства существенно расширили свои полномочия. Греф получил в подчинение таможенную службу, бывшие Госкомстат и Минимущество, Кудрин - налоговую службу.
Предложение Козака Кудрин и Греф, стоявшие у истоков адмреформы и горячо поддержавшие планы сокращения правительственного аппарата, приняли в штыки.
"Мы передали предложения по структуре нашего министерства в Белый дом. Реакцию не знаем и комментировать ничего не будем", - сообщили в Минэкономразвития. В правительстве даже не рассчитывают, что к четверговому заседанию спор о заместителях разрешится. По каждому ведомству в Кремле будут вестись отдельные переговоры и приниматься "компромиссные решения".
Решение кадровых вопросов - сущие пустяки по сравнению с захватывающим процессом дележа и перераспределения имущественных активов упраздненных госорганов. Фрадков поручил эту работу Минэкономразвития.
В упраздняемом Минимуществе сообщили, что информация о находящемся на балансе правительственных органов имуществе и осуществляемой на его базе хозяйственной деятельности не всегда известна даже главам этих органов, что уж говорить о профильном министерстве. Дома отдыха, детские сады, поликлиники, парки автомобилей, квартиры, которыми сотрудников заманивали на госслужбу, научные институты и сотни унитарных предприятий и АО, занимающихся коммерческой деятельностью. С этим хозяйством не то что за неделю - за год не разберешься. У самого Минэкономразвития, по слухам, на балансе (то есть на балансе бюджета) яхт-клуб, с которым руководство министерства упорно не желает расставаться.