Женщины - последняя надежда американской индустрии финансовых услуг. Как показало исследование, проведенное компанией Spectrem Group, единственной категорией клиентов, сохранившей пиетет по отношению к финансовым консультантам, остались женщины, принимающие инвестиционные решения.
Едва ли не главный вопрос, занимающий сегодня тружеников финансового рынка США, когда они берутся за изучение рыночной конъюнктуры, - на кого сделать ставку, чтобы выправить пошатнувшуюся репутацию своего профессионального сообщества. Те, кто ее расшатывал, добились многого: за годы организованной игры управляющих компаний в пользу ограниченного числа инвесторов инвестиции в ПИФы стали менее прибыльными, чем простые вложения в фондовые индексы. Последним штрихом стал памятный вывод из биржевых учреждений проштрафившихся трейдеров с мешками на головах сотрудницами ФБР.
По словам директора-распорядителя чикагской консалтинговой фирмы Spectrem Group Кэтрин Макбрин, лучом света в этих условиях остается сохраняющееся доверие состоятельных американок к специалистам, которых они некогда избрали своими наставниками в финансовых вопросах. Причина такой верности - своеобразие свойственной женщинам стратегии принятия инвестиционных решений.
Как показало проведенное этой компанией обследование 3300 американских домохозяйств, располагающих по крайней мере $500 тыс. для вложения в финансовые инструменты, в одном случае из пяти решения о таких инвестициях принимаются женщинами. Кроме того, иногда мужчины и женщины вырабатывают стратегию совместно. (Любопытно, что и средняя стоимость, и свободные активы таких совместно управляемых домохозяйств меньше, чем в тех случаях, когда мужчины или женщины управляют ими единолично.)
Женщины значительно реже склонны как к принятию самостоятельных и рискованных решений, так и к постоянному участию в финансовом планировании (графики поведения совместных хозяйств в таких случаях заметно ближе к "женским", чем к "мужским"). Идти на риск готовы только 60% "домохозяек" (при 75% "домохозяев"), откладывать деньги для спекулятивных операций на рынке - 43% (при 52% у мужчин). К этой робости добавляется еще и пессимизм: женщины примерно в полтора раза реже верят в перспективы роста фондового рынка и своих собственных вложений. Но при этом они гораздо требовательнее мужчин при выборе консультанта, на которого можно переложить все не вызывающие у них энтузиазма инвестиционные заботы. Женщины чаще обращают внимание на знания советника, а главное - на уровень понимания им всех деталей их положения. Правда, в среднем они стремятся заплатить за все это меньше, чем мужчины. Но и реже, чем последние, жалуются на некомпетентность консультанта. А главное - раз выбрав его, часто готовы поддерживать с ним отношения даже в случае его перехода в другую компанию.