В понедельник Черемушкинский межмуниципальный суд Москвы вынес приговор по делу о гибели в "Трансвааль-парке" каскадера Валерия Сапрыкина 15 ноября 2002 года. Виновной в его смерти суд признал 20-летнюю спасательницу Елену Юдаеву. Ее приговорили к 1,5 года лишения свободы условно. Как заявил "Известиям" адвокат Юдаевой Михаил Лябах, "этот процесс стал репетицией суда, который будет по факту массовой гибели людей после обрушения кровли. Вместо того чтобы искать виновного, накажут стрелочника".
Валерий Сапрыкин - 33-летний член ассоциации каскадеров России, снявшийся в десятках фильмов. Он исполнял трюки в сериалах "Бригада" и "Ледниковый период". 15 ноября 2002 года он пришел в аквапарк вместе с младшим братом и его подругой. В 21.55 Валерий последний раз скатился с горки "Циклон".
Из материалов уголовного дела: "15 ноября 2002 года около 23.00 в бассейне аквапарка "Трансвааль-парк" был обнаружен труп Валерия Сапрыкина... Бригада "скорой помощи" констатировала смерть... При осмотре тела зафиксированы: кровоподтек и ушибленная рана правого локтевого сустава, ушибленная черепно-мозговая травма, рана в затылочной области головы, переломы 3-го и 4-го шейных позвонков с кровоизлияниями... При гистологическом исследовании тканей тела был обнаружен алкоголь 2,5 промилле".
Другими словами, Валерий, получив переломы шейных позвонков, упал в чашу бассейна уже парализованным и захлебнулся.
В суде так и не было установлено, где и при каких обстоятельствах получил смертельные травмы Валерий Сапрыкин. Все обвинение строилось именно на том, что Сапрыкин мог погибнуть сразу после того, как его видели в последний раз младший брат Евгений и подруга Елена Глядкова.
Евгений спустился по "Циклону" вслед за братом.
- Когда вынырнул, то брата рядом не увидел, - вспоминает Евгений. - Несколько раз нырнул на дно чаши бассейна, брата не было и там... Походил, поискал по аквапарку, Валеры нигде не было. Особо за него не беспокоился: ну что с ним может случиться?! Подумал: может, в раздевалку пошел, может, еще куда отлучился.
Лена Юдаева, 20-летняя студентка Педагогического университета имени Шолохова, вспоминает:
- В тот день, я с 21.00 должна была дежурить на "Циклоне". Перед этим я работала на других горках, и когда пришло время заступать на "Циклон", я попросила меня подменить спасателя Влада Ковалева. Мне надо было отлучиться в туалет. Но, когда я уже возвращалась к своему посту, меня дежурная по турникетам попросила найти отца потерявшегося ребенка. В итоге к "Циклону" я вернулась только через полчаса.
После того как при закрытии аквапарка обнаружили тело погибшего Сапрыкина, Лену Юдаеву привлекли в качестве свидетеля. Однако через несколько месяцев ей предъявили обвинение.
- Во время следствия я, в частности, упоминала следователю, что одна из "верхних" спасательниц видела (она мне об этом рассказывала во время частного общения), как один из клиентов, спускаясь, упал при старте и ушибся головой. Однако потом, в суде, эта спасательница упоминать об этом не стала. А когда я об этом сказала следователю, то он ответил, что этот эпизод не доказуем. Был еще момент: во время моего дежурства на другой горке, перед тем как заступить на "Циклон", произошла драка между спасателями и группой отдыхающих парней. Эти парни потом, уже уходя из аквапарка, узнав, что у нас труп, сказали мне: "Это не тот, кому мы долбанули по голове?" Тогда я не придала этим словам значения. Потом уже, когда я вспомнила и сказала об этом следователю прокуратуры, мне ответили стандартной фразой: "Это недоказуемо!"
- Следствием так и не было установлено, при каких обстоятельствах и в какое время Сапрыкин получил смертельные травмы, - говорит Михаил Лябах. - Мы обращались с просьбами о проведении экспертизы на соответствие российским ГОСТам деятельности "Трансвааль-парка", в том числе эксплуатации аттракционов, в Генпрокуратуру, в администрацию президента, в Совет федерации... Но отовсюду шли только отписки. Возможно, если бы раньше на все это обратили внимание, может, и не было бы трагедии, которая случилась 14 февраля этого года.
Лена Юдаева, уволившаяся из аквапарка в январе 2003 года, добавляет:
- Когда обрушилась крыша аквапарка, как раз была моя смена. Может, Бог меня уберег, сделав виновной в гибели каскадера...
На этой неделе приговор Черемушкинского суда защита Юдаевой намерена обжаловать в Мосгорсуде. А если и эта инстанция оставит приговор без изменений, то кассация уйдет в Верховный суд.