В последние два года активизировались потребители медицинских услуг - количество жалоб и судебных исков недовольных пациентов неуклонно растет, а медицинских работников все чаще привлекают к административной и уголовной ответственности.
- В соответствии с законом "О защите прав потребителей" пациенты впервые получили право оценивать качество медицинских услуг и предъявлять претензии вплоть до судебных исков, - говорит Николай Кунгуров, директор Уральского НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии, в последние годы профессионально занимающийся правовыми вопросами медицины. - В результате с 1999 по 2003 год в территориальные фонды ОМС поступило более 4,5 миллиона заявлений и жалоб на некачественную медицинскую помощь. Обоснованными признано лишь 58,7% жалоб. Это свидетельствует не столько о беспочвенности претензий, сколько о неспособности большинства людей правильно сформулировать и обосновать свои требования.
Из всех жалоб, признанных обоснованными в 2002 году, подавляющее большинство (94,2%) разрешено без суда, причем в 36,1% случаев пациенты получили материальное возмещение. Остальные жалобы рассматривал суд, и в 6 случаях из 10 иски были удовлетворены в пользу пациентов.
В чем виноваты врачи? Каждый третий случай - халатность (34%), так определяют недостаточное обследование или невыполнение специальных исследований, а также недостаточную организацию лечебного процесса и несоблюдение медицинских инструкций и приказов. Чуть реже, в 32% случаев, установлен факт недостаточного информирования пациента. А согласно статье 732 ГК РФ гражданская ответственность врача может наступить при причинении вреда здоровью из-за недостоверной или недостаточной информации о медицинской услуге. Врачебная ошибка установлена в каждом четвертом судебном процессе, а в каждом десятом доктора неправильно вели документацию.
Пациентам будет интересно узнать, что думают о своих промашках сами врачи. Это обобщенный взгляд 290 врачей из восьми субъектов РФ. В их число вошли акушеры-гинекологи, хирурги и травматологи-ортопеды, то есть врачи тех специальностей, на которых чаще всего подают в суд пациенты. По собственному признанию, 67% из них сталкивались с ситуациями, которые могли бы закончиться обращением пациента в суд. У 9% эскулапов такие суды были, у 31% - все урегулировалось без суда, а 27% просто "пронесло" - больные не стали судиться.
Вот как видят свои ошибки сами доктора: 67% считают, что добросовестно заблуждались, 18% воспринимают их как несчастный случай, не отказываются от своей вины 6% врачей.