В Московском международном доме музыки на Красных Холмах состоялся концерт знаменитого испанского тенора Пласидо Доминго в сопровождении Национального филармонического оркестра России под управлением Юджина Кона.
Тех, кто заплатил за этот концерт 55 тысяч рублей, не очень жалко. В принципе за эти деньги вполне можно съездить в Европу на день-другой и услышать "честного" Доминго в целой оперной партии в окружении звездного состава и большого дирижера. Жалко тех, кто потратил последние 5 тысяч в надежде, быть может, в последний раз услышать в Москве великого певца ХХ века. Им продали суррогат, отлично вписавшийся в серию пафосных и бессмысленных полуоперных проектов, которые московские толстосумы давно используют для хвастовства мехами и бриллиантами.
Доминго здесь был почти ни при чем. Он работал честно и наконец прорвался сквозь пеструю - то глухую, то пошловато-гулкую - подзвучку и зажег зал беспроигрышными бисами - "Симоне" и "Гранадой". В отличие от двух своих коллег по футбольному трио Доминго - все еще в отличной форме, хотя в финале он явно попытался докричаться до тех, кто на балконе. Сомнительной выглядела и сама программа, где ария Генделя соседствовала с дуэтами из Легара, а Чайковский мешался с испанской сарсуэлой. К тому же разрекламированный "сольный концерт" оказался фактически сборной солянкой, где помимо самого Тенориссимо пели еще трое финалистов его конкурса и солистов Вашингтонской оперы - одного из двух театров, которыми Доминго сейчас руководит. Главным козырем организаторов концерта была красавица Наталья Ушакова, с которой Доминго пел в "Пиковой даме" (а еще дирижировал "Дон Жуаном", где Ушакова исполняла Донну Анну). Кроме Ушаковой в программу тайком проникли Елена Манистина и Константин Андреев - в афише их не значилось.
Вокал Натальи Ушаковой, однако, не произвел ожидаемого впечатления - может, оттого, что она не смогла приспособиться к подзвучке. Но все равно было слышно, что это традиционный "русский" голос - красивый, но искусственно укрупненный, неровный, с рискованным верхом и приблизительной интонацией. Куда эффектнее выступила Елена Манистина, чья Графиня в большой сцене Германа и Лизы и коварная Далила из оперы Сен-Санса в самом деле были достойны присутствовать в концерте Пласидо Доминго. Константина Андреева явно выручили микрофоны - два дня назад он куда более скромно спел с тем же оркестром ту же самую арию Каварадосси и дуэт из "Богемы" Пуччини в Большом зале Консерватории. Забавно, что в том же позавчерашнем концерте НФОР играл увертюру к вердиевской "Силе судьбы" под управлением Теодора Курентзиса и произвел фурор, а в этот раз из-под палочки Юджина Кона оркестранты сыграли ее крайне невразумительно, тревожа уши кваканьем духовых и рассыпающимся звуковым балансом.
И все же главная проблема с любым концертом Доминго состоит не в дилетантизме организаторов или попсовости программ, а в том, что во фраке Пласидо Доминго теряет добрую половину своих выразительных средств. Тем, кто хоть раз видел его Хозе, Гофмана, Германа или Дон Карлоса на сцене, пусть даже на видео или в кино, в концерте всегда будет не хватать Доминго-актера. Его воздействие на публику, когда он в образе, - феноменально. Потому-то и сетовал великий тенор на пресс-конференции, что ему бы сейчас в Большой - петь Германа в "Пиковой", а не Легара в Доме музыки. Слово теперь за Большим.