В Мариинском театре состоялась премьера трех балетов Уильяма Форсайта. Легендарный хореограф прилетел только на четыре дня и все время посвятил репетициям. После премьеры он улетел во Франкфурт, где тем же вечером его супруга Дана Касперсен выпускала премьеру. Единственное интервью (кроме выступления на пресс-конференции), которое Уильям ФОРСАЙТ дал в Петербурге, было интервью "Известиям" по дороге в аэропорт, куда его сопровождал Павел ГЕРШЕНЗОН. Форсайт был уставшим, особого желания давать интервью не испытывал, сказав, что приехал работать, а не разговаривать.
- Балет Форсайта во Франкфурте - мекка танцевального авангарда. Всегда считалось, что экспериментатор Форсайт находится в исключительном положении. Но летом 2002 года мировая пресса болезненно отреагировала на сообщение о том, что власти Франкфурта решили сэкономить на вашей труппе. Какой договоренности в итоге удалось достигнуть и в каком качестве вы остаетесь во Франкфурте?
- Правительство города Франкфурта и я подписали контракт о создании частной компании. Я сделал свою труппу частной. Города Франкфурт и Дрезден, земли Саксония и Эссен объединились для того, чтобы профинансировать новую компанию, которая будет намного меньше предыдущей. Тем не менее мне придется пригласить новых танцовщиков.
- Откуда вы собираетесь приглашать новых танцовщиков?
- Это будут free lancer. Я хочу также пригласить танцовщиков из Мариинского театра.
- История с Франкфуртским балетом спровоцировала несколько дискуссий. Одну из них озвучили франкфуртские власти: "Эксперименты - это презентабельно, но не рентабельно". Означает ли это, что ситуация в Германии меняется: эксперименты Форсайта теряют репрезентативность и их место займет "Лебединое озеро"?
- Успокойтесь, это было малокомпетентное мнение одной дамы-политика, которая не имеет представления о том, какие расходы несет большая классическая балетная компания, поэтому думает, что она будет рентабельнее современной авангардной. Она понятия не имеет, что в классической балетной компании должно быть по крайней мере около 60 человек. Такой труппе нужны костюмы, декорации, пуанты, обслуживание. Если мы говорим о хорошей - а не о плохой - классической труппе, то ее содержание обойдется раз в пять-шесть дороже, чем содержание современной труппы. И эти расходы никогда не уменьшатся и не окупятся. Франкфуртский балет являлся самой окупаемой и доходной компанией своего рода в городе.
- В одном из ваших лондонских интервью вы сказали, что Королевский балет и Мариинский театр должны заниматься своим делом, а современные труппы (в частности, Франкфуртский балет) - своим.
- Я так ответил только потому, что мне задали глупый вопрос. Меня спросили, почему я не ставлю классику.
- Вы работали в Парижской опере, Королевском балете, New York City Ballet. Каково все же ваше отношение к большим балетным театрам?
- Все классические труппы имеют тенденцию игнорировать тонкости, не прорабатывать детали (это не касается солистов). Но в моей компании есть только солисты. У меня нет кордебалета, у меня даже нет вторых солистов - только первые солисты.
- Вы приехали в Петербург за три дня до премьеры и собирались улететь наутро после нее. Но сразу по окончании спектакля вы объявили, что остаетесь. Почему?
- Потому что мне нужно было еще поработать. Я приехал сюда работать. Я не выступаю на сцене, я работаю за сценой. Я не люблю оставлять работу незаконченной.
- С начала работы было известно, что решение по определению премьерных составов исполнителей в Мариинском театре будет принадлежать вам. И за день до премьеры никто не сомневался, что самый сложный балет - Steptext - будет танцевать Диана Вишнева. Почему она не танцевала?
- Мне кажется, что ей сначала следует посмотреть на этот балет со стороны - как зритель.
- Тем не менее вы объявили, что она будет танцевать Steptext 14 марта на Гала-концерте. Вы будете с ней работать?
- Я хочу вернуться в Петербург до Гала-концерта. Мне нужно с ней еще работать.
- Диана Вишнева устраивает вас как танцовщица?
- Полностью.
- Перед премьерой здесь говорили, что Мариинская труппа вряд ли справится с этой хореографией.
- Не может быть!
- Говорили, что даже если танцовщики Мариинки и освоят текст, они вряд ли будут аутентичны.
- В любом балете - не только в моем - всегда есть то, что можно сделать лучше или иначе. Когда я прихожу на репетиции, моя единственная задача - уважительно отнестись к желанию артистов танцевать. Мне необходимо четко определить методику проведения каждого репетиционного дня. Нет похожих дней, каждая минута отлична от другой. Поэтому буквально ежеминутно мне приходится приспосабливать свой метод к данному моменту и конкретному танцовщику. Ведь я же не кирпичную стену возвожу.
- В Мариинском театре произошел какой-то сдвиг?
- Танцовщики Мариинского театра - фантастические! Здесь я постоянно вносил изменения в хореографию, даже сегодня - на репетиции после премьеры. И я нахожусь сейчас под сильным впечатлением от этой репетиции. Был взят мощный старт. Конечно, за несколько дней, даже за три недели нельзя ожидать глобальных изменений, но я был поражен, насколько здесь все серьезно относятся к делу.
- Вы делаете довольно жесткое искусство. Что вас подпитывает снаружи?
- Мой источник - искусство.
- Назовите самые важные балеты ХХ века?
- Я не являюсь квалифицированным историком.
- Тогда ваши любимые балеты?
- Это очень длинный список.
- Вы балетоман?
- Нет, я практик. Я практикую балет. Сочинять балеты - это моя профессия. Чтобы быть балетоманом, нужно находиться не внутри балета, а за его пределами.
- Вы хотите сказать, что, приехав в Париж, не побежите во Дворец Гарнье смотреть спектакли?
- Не побегу.
- Два года назад вы высидели целиком репетицию "Драгоценностей" Баланчина в Мариинском театре. Вам было интересно то, как труппа репетирует, или "Драгоценности" Баланчина?
- Мне было интересно все. Я профессионал, эксперт в своей области. Я интересуюсь всем...
Не дождавшись последнего вопроса о том, насколько его интересует успех или неприятие публики, Уильям Форсайт уснул....
Как гуру Форсайт стал free lance
Хореограф Уильям Форсайт возглавил Франкфуртский балет в 1984 году. С этого момента в городе могли забыть о традиционной классике. Эксперименты Форсайта, базировавшиеся вначале на неоклассике, постепенно стали дрейфовать в сторону созидания новых танцевальных структур. В 1996 году Форсайт освоил новую площадку - знаменитый ТАТ, или "Театр у башни", базировавшийся в старом трамвайном депо. К тому же хореограф увлекся компьютерными технологиями, позволявшими моделировать новые движения и соединять в постановках реальных танцовщиков с их виртуальными двойниками. Летом 2002 года вдруг выяснилось, что власти Франкфурта-на-Майне, задолжавшие 36 млн евро, решили залатать дыру в бюджете, сократив расходы (6 млн евро в год) на труппу Форсайта. Мотивировав это тем, что пора больше внимания уделять балетам "в пачках" - "Щелкунчику", "Лебединому" и др. Муниципалитет, тративший на все сцены города порядка 70 млн евро, вызвал возмущение не только Форсайта, но и мировой культурной элиты, славшей в те дни гневные послания властям Франкфурта. Речь шла уже не о деньгах, а о покушении на территорию свободного эксперимента, которую олицетворял ТАТ Форсайта. Тем не менее знаменитый авангардист, контракт которого с франкфуртским балетом заканчивается осенью 1984 года, стал свободным художником.