Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Общество
Вся актуальная информация по коронавирусу ежедневно обновляется на сайтах https://стопкоронавирус.рф и доступвсем.рф
Мир
В МИД России назвали неприемлемыми действия США по делу о «Совфрахте»
Мир
Путин проведет переговоры с президентом Финляндии 29 октября
Общество
Депутат Шайхутдинов поддержал предложение АКОРТ об обязательной вакцинации
Общество
В Ленинградской области ужесточили ограничения по коронавирусу
Мир
В ДНР обвинили Украину в атаке беспилотника на нефтебазу в Донецке
Экономика
Замглавы Минтруда заявила об увеличении числа занятых в России
Культура
Владимир Кехман назначен генеральным директором МХАТ имени Горького
Общество
Россиянке за 40 минут сделали новый паспорт для замужества
Культура
Константина Хабенского назначили худруком МХТ им. Чехова
Общество
Зампред ЦИК России Булаев заболел COVID-19

Переболели хроникой

Команда, снявшая "Большие каникулы 30-х", - киновед Владимир Дмитриев, кинофил и кинокритик Денис Горелов , кинодокументалист Иван Твердовский - очень разные люди. Но документальное авторское кино у них получилось. Автор идеи Владимир Дмитриев обозначил отправную точку "Больших каникул 30-х" - это фильм Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм". Полемика, как сразу стало понятно, состояла не в одном споре с формой; здесь скорее очевидной кажется сознательная преемственность - обилие хроникального материала из архивов нацистской Германии, Советской России и западноевропейских стран того времени и закадровый голос комментатора. Хотя при ближайшем рассмотрении можно заметить в фильме некоторую его дискуссионность и с поэтикой Ромма
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Команда, снявшая "Большие каникулы 30-х", - киновед Владимир Дмитриев (автор идеи), кинофил и кинокритик Денис Горелов (автор текста), кинодокументалист Иван Твердовский (автор фильма) и кинорежиссер Иван Дыховичный (голос за кадром) - очень разные люди. Но документальное авторское кино у них получилось. Фильм представлен в рамках программы "Документальная камера", где авторам перед демонстрацией была дана возможность объясниться со зрителями. Автор идеи Владимир Дмитриев обозначил отправную точку "Больших каникул 30-х" - это фильм Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм". Полемика, как сразу стало понятно, состояла не в одном споре с формой; здесь скорее очевидной кажется сознательная преемственность - обилие хроникального материала из архивов нацистской Германии, Советской России и западноевропейских стран того времени и закадровый голос комментатора. Хотя при ближайшем рассмотрении можно заметить в фильме некоторую его дискуссионность и с поэтикой Ромма. И текст Горелова и голос Дыховичного лишены роммовской дидактики. Закадровый человек в "Больших каникулах" - человек снисходительный, ироничный, но он не торопится с выводами и вердиктами. Он в большей мере готов идти за хроникой, нежели роммовский закадровый персонаж, который очевидным образом "подминал" под свою концепцию хронику, на что, впрочем, у него были свои резоны. А если говорить о полемике с "Обыкновенным фашизмом" по существу, то она в основном касается роли обывателя, места обывателя в историческом процессе. Ромм исходил из довольно распространенной на этого субъекта точки зрения: такой катаклизм, как фашизм, произошел от равнодушия и беззаботности этого недалекого субъекта. Потому в его фильме кадры веселящихся и шикующих в дансингах и на вакациях буржуа снабжены язвительными репликами, полными укора со стороны человека, крепкого задним умом и хорошо знающего, чем все это безобразие кончится. В "Больших каникулах" примерно такие же и им подобные кадры смотрятся по-другому. Потому что подаются по-другому. Они - свидетельство человечности, естественности, искренности мужчин и женщин, старых и малых, тех, кто в деревнях, в горах или городах растят злаки, тачают башмаки, обжигают горшки, плавят сталь, штампуют автомобили и самолеты. Они-то ни в чем не виноваты, они не заслужили упрека. А драма истории проистекает также сама собой, как и ее идиллия. Это если посмотреть на цивилизацию с высоты птичьего полета. С высоты птичьего полета (это и есть точка зрения авторов "Больших каникул", не исключающая, впрочем, крупных и сверхкрупных планов) видно, что главная проблема ХХ века - это взрывная динамика массовизации обществ. Как в области производства, так и в сфере сознания. Символом первого стал конвейер, символом второго - голливудский кинопродукт. Массовое общество и по сию пору представляет собой вызов человеческой цивилизации. И, как намекают авторы, человек сумел ответить на него, пускай не всегда вполне удовлетворительно, и в области производства продуктов потребления, и в сфере досуговой индустрии. Но с чем вышла незадача, так это с управлением массовизированными обществами. Тут-то и явился соблазн управления ими посредством утопий - социальной (как в России), или националистической (как в Германии). Третье было дано - рыночная демократия, в которой ничего не было утопического. Это уж потом, пожив в условиях тоталитаризма, мы ее идеализировали, романтизировали, обожествили и т.д. Сейчас маятник резко качнулся в другую сторону, и мы демократию вместе с рынком демонизируем. Но нас уже ждут новые вызовы: утопия глобализма и химера антиглобализма. А пока у мирового обывателя снова большие каникулы. Возможно, накануне Большого Происшествия, которым, как правило, является либо мировая война, либо всемирная революция.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир