Винни Пух в очередной раз ускользнул от компании Walt Disney. Ее попытки монополизировать права на эксплуатацию сказочного медведя снова натолкнулись на сопротивление семейства Слезингеров, контролирующего его размножение в США. Последний раунд судебных разбирательств назначен на январь 2005 года. Нынешняя неудача стала одним из последних ударов по позициям председателя совета директоров Walt Disney Майкла Эйснера, возможное смещение которого будет обсуждаться на следующей неделе собранием акционеров.
Несколько лет назад компания Walt Disney попыталась аккумулировать все права на Винни Пуха. Начало было положено приобретением той части копирайта, которая после смерти создателя образа - английского писателя Алана Милна - перешла к нескольким британским организациям, прежде всего к Королевскому литературному фонду, занимающемуся поддержкой нуждающихся писателей.
Эта монополия не распространялась лишь на главный для Walt Disney рынок - американский. Хозяевами Винни Пуха в США по-прежнему оставались наследники литературного агента Стива Слезингера, который купил у Милна коммерческие права на его героя еще в 1929 году. Именно Слезингеры в 1961-м наняли Walt Disney для продвижения Винни Пуха на рынке. И не прогадали: усилиями компании эксплуатация медвежонка превратилась в огромное предприятие, выпускающее фильмы, книги, игрушки и продукты хайтека.
Однако с появлением новых носителей, не учтенных в договоре медиа-компании и Слезингеров, Disney из наемного торгового агента начала превращаться в главного владельца мультипликационного образа. В 1991 году Слезингеры впервые обвинили Disney в невыполнении соглашения. Со временем их претензии росли: фирма не только демонстрировала Винни Пуха в кино и мультфильмах, но и размножала его на видеокассетах и DVD. И не намеревалась делиться с правообладателями. Счет, предъявленный Слезингерами Disney за использование Винни Пуха в компьютерных играх, составил $35 млн. За тиражирование его образа на кассетах и дисках - $3 млрд.
В ответ Walt Disney заявила, что нанятые Слезингерами детективы, ворвавшись в офис компании, рылись в корпоративном мусоре и выкрали оттуда секретные документы. А тот, кто использует подобные грязные - в прямом и переносном смысле - методы борьбы, не имеет права быть хозяином Винни Пуха. И медведь должен перейти в чистые руки.
Судебный аудит пришел к заключению, что Walt Disney не нарушала условий договора. Но и лишить Слезингеров хозяйских полномочий оказалось не так просто. Их адвокаты настаивали, что "извлечение документов из общедоступной мусорной корзины не было нарушением прав Disney". Не помогло даже привлечение к процессу внучки создателя Винни Пуха, Клэр Милн, которая пообещала, что в случае передачи запятнанного интриганами-Слезингерами медвежонка в ее распоряжение она уступит Disney права на его коммерческое использование. Разбирательство зашло в тупик, из которого, как признался глава Walt Disney Майкл Эйснер в одном из телевизионных интервью, он не видит выхода. Менее пессимистично настроенные Слезингеры сделали между тем очередной нетривиальный ход и наняли для защиты своих интересов едва ли не самого известного адвоката США - Джонни Кочрана, которому удалось недавно добиться оправдания безнадежно очевидного убийцы.
Россия пока в стороне от этих схваток. Владельцами российской версии Винни Пуха остаются наследники Бориса Заходера, который перевел на русский язык сочинение Милна, и художники отечественных мультфильмов, нарисовавшие Винни Пуха. Если у Walt Disney возникнет желание оспорить права россиян на его имя, последним придется доказывать независимость своего творчества от сочинений английского писателя. Однако за последние десятилетия такое желание, судя по всему, ни разу не посетило менеджеров Disney. И нынешняя ситуация едва ли располагает к тому, чтобы они захотели исправить эту оплошность.