Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД Китая отреагировал на обвинения в шпионаже со стороны Германии
Общество
Путин призвал уделить внимание вопросам межнационального согласия
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Мир
В бундестаге возмутились прославлением Бандеры на Украине
Мир
Пентагон назвал сроки прибытия самолетов F-16 и обученных пилотов на Украину
Экономика
ЦБ РФ надеется на завершение этим летом массовой льготной ипотеки
Мир
МИД назвал целью визита Кэмерона в Узбекистан нанесение ущерба РФ
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Захарова указала на рост уровня ядерной опасности из-за политики Запада
Мир
На Западе усомнились в возвращении Украины к границам 2014 года
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР

Формализм победил идеологию

Выставка "Советская фотография. 20-30-е годы" открылась в Винтертуре и имела успех. В успехе советской фотоклассики, ставшей фотоклассикой мировой, сомнений не было. Сомнения были другие - для чего в маленьком швейцарском городке делать такую роскошную выставку. Но и они рассеялись. Понятия "культурная провинция" для Европы, похоже, не существует. Пикториализм, конструктивизм и соцреализм - три направления в советской фотографии, которые представила выставка, - честно рассказали о поисках фотографов, живших в одно время в одной стране. Одни преданно служили красоте, другие отважно искали новые формы, третьи с энтузиазмом работали на пропаганду...
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Выставка "Советская фотография. 20-30-е годы" открылась в Винтертуре и имела успех. В успехе советской фотоклассики, ставшей фотоклассикой мировой, сомнений не было. Сомнения были другие - для чего в маленьком швейцарском городке делать такую роскошную выставку. Но и они рассеялись. Понятия "культурная провинция" для Европы, похоже, не существует. И уж менее всего оно подходит к Винтертуру. В городе, который за день можно пешком обойти, - 17 музеев, и коллекция старого искусства одного из них могла бы стать частью постоянной экспозиции Лувра или Пушкинского. В фотомузее города идут отменные выставки, которые принимали культурные столицы мира. "Советская фотография. 20-30-е годы" - выставка, организованная директором Московского дома фотографии Ольгой Свибловой, - была заказана музеем после того, как имела большой успех в Вене. На вернисаж в Винтертуре пришло, даже по московским меркам, очень много народу: фотографы, журналисты, критики, художники, литераторы. Они приехали из Цюриха (он в четверти часа езды от Винтертура) специально, чтобы посмотреть на "Пионерку" Родченко, "Экспресс" Шайхета, "Молодость" Игнатовича и "Конструктора" Лисицкого - то есть на сливки советской фотографии самого славного ее периода. Самый популярный вопрос, задаваемый на вернисаже швейцарцами, - как удалось кельнскому галеристу, бывшему советскому гражданину Алексу Лахману собрать такую мощную коллекцию советского фотоавангарда (выставка была собрана из частных собраний и фондов Московского дома фотографии). Я честно отвечала, что еще лет пятнадцать назад снимки, числящиеся сегодня фотоклассикой, никому не были нужны. Швейцарцы удивлялись. Сам же Лахман возмущался, что "авангардистов поставили с пикториалистами, а рядом они стоять не должны". На что московский коллекционер Михаил Голосовский только усмехался; он начал собирать этих самых пикториалистов (мастеров художественной фотографии), когда Лахман на них внимания не обращал. Классиков же конструктивизма Голосовский снисходительно называл "репортерами". Пикировка коллекционеров не имеет никакого смысла. Пикториализм, конструктивизм и соцреализм - три направления в советской фотографии, которые представила выставка, - честно рассказали о поисках фотографов, живших в одно время в одной стране. Одни преданно служили красоте, другие отважно искали новые формы, третьи с энтузиазмом работали на пропаганду. И все они не только отразили время, но и оставили после себя именно те снимки, которые стали признанным фотоискусством. Открывая выставку, директор Фотомузея Винтертура Урс Штахель говорил о вкладе, который внесли советские фотографы в развитие мирового авангарда, и оценил этот вклад очень высоко. Слушавшие его выступление представители российского посольства в Швейцарии признались мне, что испытали в этот момент прилив патриотических чувств. Мне же показалось важным, что советскую фотографию одного из самых трудных периодов в жизни страны можно смотреть именно как искусство разных направлений, не вспоминая о той идеологии, на которой (или вопреки которой) она была создана. Слишком много об этой идеологии мы говорили в последние годы.
Комментарии
Прямой эфир