Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин в поздравлении Рахмону сообщил о встрече с ним в Москве в ближайшие дни
Мир
Кабулов заявил об отсутствии в Афганистане инклюзивного правительства
Мир
NYT рассказала об облегчении Байдена от ухода с поста президента
Общество
Отопительный сезон в Москве начнется в понедельник
Мир
Посол Ирана заявил о готовности договора с РФ о всеобъемлющем сотрудничестве
Мир
В США признали превосходство России над Германией в сфере ВПК
Мир
Трамп призвал не запрещать Израилю атаковать ядерные объекты Ирана
Общество
Военкору Поддубному присвоят звание почетного гражданина Белгородской области
Армия
Военнослужащие группировки войск «Центр» эвакуировали подбитый танк ВСУ
Происшествия
Машина загорелась после столкновения на Киевском шоссе в Москве
Общество
В Минюсте назвали одну из причин внесения Поперечного в реестр иноагентов
Мир
Бойцы ВС РФ рассказали об использовании ВСУ дронов с термическими смесями у Днепра
Экономика
Цена нефти Brent впервые с конца августа превысила $79 за баррель
Мир
Столтенберг допустил влияние выборов в США на окончание конфликта на Украине
Армия
Силы ПВО сбили 10 БПЛА над Белгородской, Воронежской и Курской областями
Мир
Конгрессмен обвинил администрацию Байдена в бездействии на фоне урагана «Хелен»
Армия
В Минобороны показали работу инженерных войск в Курской области
Общество
В России объемы строительства частных домов снизятся на треть

Эрмитаж переселился в Амстердам

В Амстердаме торжественно открыт филиал Государственного Эрмитажа. Церемония была очень помпезной: новый музей открывал лично наследный принц Нидерландов Виллем Александр. Принц появлялся дважды. Сначала на концерте, предваряющем открытие. Там давали арии из Римского-Корсакова и Чайковского. Выступали директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор амстердамского филиала Эрмитажа Эрнст Вен, министр культуры Михаил Швыдкой. Принц молчал. Второй раз он должен был появиться на улице, где прямо на канале у входа выстроили беседку, увенчанную короной. Вокруг по всему берегу собралась толпа. Появления принца ждали минут сорок - под проливным дождем. Из толпы кричали что-то вроде "Да здравствует Его Высочество", а может, "Аякс" - чемпион". Кричали примерно как на стадионе...
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
В Амстердаме торжественно открыт филиал Государственного Эрмитажа. Церемония была очень помпезной: новый музей открывал лично наследный принц Нидерландов Виллем Александр. Принц появлялся дважды. Сначала на концерте, предваряющем открытие. Там давали арии из Римского-Корсакова и Чайковского. Выступали директор Эрмитажа Михаил Пиотровский (сказал немножко по-голландски), директор амстердамского филиала Эрмитажа Эрнст Вен (сказал немножко по-русски), министр культуры Михаил Швыдкой (сказал, что он по-прежнему действующий министр). Принц молчал. Второй раз он должен был появиться на улице, где прямо на канале у входа выстроили беседку, увенчанную короной. Вокруг по всему берегу собралась толпа. Появления принца ждали минут сорок - под проливным дождем. Из толпы кричали что-то вроде "Да здравствует Его Высочество", а может, "Аякс" - чемпион". Кричали примерно как на стадионе. Но это на том берегу реки. На этом в основном ворчали - представители мэрии Амстердама, музейные функционеры и еще человек 50 ВИП-приглашенных. Мерзли, мокли и - вероятно, под настроение - обсуждали большей частью социальные аспекты нового эрмитажного филиала. А именно то, что под него отдали здание старинной богадельни. К 2007 году, когда Эрмитаж получит здание целиком (сейчас только один корпус), богадельню выселят на окраину. Между тем к домам престарелых в Голландии особое отношение: богадельни, появившиеся еще в XVII веке, едва ли не главное основание голландской демократии. Вот местная общественность и обсуждает, что важнее: иметь у себя филиал одного из крупнейших музеев мира или оставить старикам возможность ходить в кафе, кинотеатры и на базары в центре города. Помпа открытия, вероятно, должна была убедить горожан, что музей все-таки важнее. Наконец диктор голосом телеведущей советских лет объявила, что принц появится через пять минут. Вскоре к эрмитажному причалу подплыла лодочка. Принц вместе с двумя директорами (нашего министра культуры в лодку не взяли - таков протокол) высадился под крики толпы. И начался фейерверк - беседка посреди канала зажигалась огнями. Все было очень красиво. Каждый выстрел толпа встречала с шумной радостью. Радовался и Михаил Пиотровский. До этого на пресс-конференции он очень красноречиво объяснил, зачем Эрмитажу амстердамский филиал. Он говорил о многовековой дружбе и близости между Голландией и Россией, а также о том, что все другие филиалы Эрмитажа (в Лондоне и Лас-Вегасе) только консульства, а в Амстердаме - настоящее посольство. Метафора "консульства - посольство" очень удачна: она, очевидно, отсылает к "голландскому посольству" Петра I и тем самым представляет директора Эрмитажа несколько в ином свете. Тут английский журналист спросил Пиотровского (чье мнение в мировой музейной среде считается очень авторитетным), не кажется ли ему, что и другим крупнейшим музеям мира надо бы сделать такие же филиалы - например, Британский музей мог бы открыть филиал в Афинах и показывать там мраморы Парфенона, тем самым решив длительные споры, кому же они должны принадлежать. Пиотровский посмеялся и ответил в том смысле, что почему бы и нет, но добавил: надо, конечно, иметь гарантии, что вещи из филиала будут возвращаться в головной музей. А еще на пресс-конференции он хорошо пошутил про то, как точно выбрано время для открытия филиала: ведь два главных музея Амстердама - Рейкмузеум и Стеделик - будто нарочно закрылись на ремонт. И эрмитажный филиал стал на время главным музеем голландской столицы. Тут стали разносить водку. К принцу подошла голландская красавица в русской шапке-ушанке и с подносом в руках. На подносе - бутылка "Столичной", черный хлеб и крохотулечные рюмки. Пластиковые, между прочим. К ночи подморозило, и водка оказалась очень уместна. Выпили. А вскоре и фейерверк кончился. "Ну, вот и все", - немножко грустно, словно извиняясь, сказал принц Пиотровскому. Пошли открывать музей. К принцу подошел мэр Амстердама с ритуальной цепью поверх пальто - до этого он одиноко слонялся со своей рюмочкой в руках, не зная, можно подумать, что с ней делать. Мэр дал принцу ключик, тот отпер дверь, и все вошли внутрь Эрмитажа - смотреть "Греческое золото". Михаил Пиотровский обещал, что в своем амстердамском филиале Эрмитаж никогда не будет показывать то, что есть в других голландских музеях, например, Рембрандта. Для первой выставки выбрали золотые изделия античной Греции. Для второй (она откроется осенью) - последних русских царей. Для третьей (в 2005 году) - итальянскую живопись. Выставка "Греческое золото" - небольшая, но очень хорошо сделанная. Во многие витрины, где лежат маленькие сокровища, вмонтированы лупы. У нас такого, увы, не делают. И тем не менее выставка - на любителя. Для тех же, кто хочет ознакомиться с эрмитажной коллекцией получше, в выставочном зале в Ньюве Керк (Новой церкви) работает экспозиция "Любовь из Эрмитажа". Выставка большая. Сотни картин, скульптур, расписных кувшинов и тканей разных времен и народов размещены по темам: любовные истории (Леда и лебедь, Пигмалион и Галатея и проч.), любовные ритуалы (свадьба по-китайски, свадьба по-европейски, свадьба по-русски, эротика (эротический зал закрыт красной занавеской, у входа надпись "Здесь выставлена эротика", - очень странно смотрится в мировой столице "красных фонарей"). Выставка "Любовь из Эрмитажа" - сугубо художественный проект. Филиал музея носит, скорее, представительские функции. Но почему бы и нет. В конце концов Эрмитаж - единственный музей в мире, имеющий филиалы в разных странах (впереди, кстати, еще филиал в Хиросиме). Так что, может, другим музеям действительно стоит последовать его примеру.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир