Год назад в Лондоне была введена плата за въезд автомобилей в центр города. Это стало первым в мировой практике примером использования столь радикального средства для борьбы с пробками на улицах мегаполиса. Поначалу критики говорили, что мэр города Кен Ливингстоун, приняв такое решение, поставил точку в своей карьере. Теперь мэр, отчитавшийся недавно об экономическом эффекте нововведения, рассчитывает на то, что успешная "разгрузка" лондонского Сити увеличит его популярность перед очередными выборами.
С февраля прошлого года автомобилисты, желающие въехать в центр британской столицы с семи утра до половины седьмого вечера, вынуждены платить городу пять фунтов стерлингов (что составляет $9,5, или около 270 рублей). Деньги можно перечислить по каналам Интернета, по телефону, с помощью кредитной и дебетовой карты в магазине или через специальные автоматы.
Уклонение от оплаты, которую обязательно нужно производить в день проезда, грозит 80-фунтовым штрафом (примерно 4300 рублей): все машины, пересекающие условную границу городского центра, регистрируются сетью из 800 камер слежения, которые фиксируют номерной знак каждого автомобиля. Жителям районов, охваченных новым порядком, предоставлена 90-процентная скидка. Совсем избавлены от платежей инвалиды, велосипедисты, мотоциклисты, таксисты и водители машин с альтернативным топливом.
Пока что к территории платного проезда, занимающей 12 квадратных километров, отнесен только торгово-театральный Вест-Энд и финансовый Сити. Но вдохновленный успехом предприятия мэр города Кен Ливингстоун, претендующий на переизбрание в июне, включил в свою предвыборную кампанию обсуждение с жителями Западного Лондона возможности расширения этой зоны.
Начало эксперимента не сулило ничего хорошего. Сразу же после введения нового режима из-за сбоя в системе контроля десятки законопослушных британцев получили штрафные извещения. Некоторые находчивые лондонцы стали ездить с фальшивыми номерами, для настоящих обладателей которых это заканчивалось разбирательствами в судах. Не было недостатка и в обычных неплательщиках: каждый месяц рассылалось около 165 000 карательных уведомлений.
Как показал опрос, проведенный Лондонской палатой коммерции, у 79% предприятий, оказавшихся внутри зоны платного проезда, за прошедший год сократились продажи. Почти каждый третий владелец магазина стал подумывать о переезде.
Однако у жизни по новым правилам есть и очевидные преимущества. И количество автомобилей, и число пробок на дорогах сократилось в течение года на 30%: многие жители пригородов предпочли оставлять свои машины дома и добираться до места работы общественным транспортом. Если год назад автомобиль в центре Лондона двигался со скоростью, не превышающей 16 километров в час - медленнее кеба викторианской эпохи, - то сегодня движение стало заметно живее.
Одна только возможность увереннее и быстрее, чем прежде, перемещаться по городу, по словам Ливингстоуна, обогащает лондонскую экономику дополнительными 50 млн фунтов ($95 млн) в год. Взимание платы за въезд уже пополнило городскую казну на 68 млн фунтов ($130 млн). Второй год, считает мэр, будет еще результативнее и принесет 80-90 млн фунтов ($150-170 млн). Эти доходы будут инвестированы в общественный транспорт, строительство и реконструкцию автобусных и велосипедных маршрутов.
Тем не менее Ливингстоун не рассматривает свое нововведение как "эффективный способ добывания денег". "Я сказал бы любому другому мэру: не делайте этого, чтобы получить деньги, делайте это для сокращения заторов", - заявил он, по сообщению информационного агентства Bloomberg, рассказывая на пресс-конференции об итогах первого года эксперимента. И добавил, что к введению аналогичной системы уже "близки" Стокгольм и Эдинбург.
Однако не все его коллеги склонны расставлять акценты именно так. Рассуждая прошедшей осенью о том, что платный въезд в центр Москвы - "последняя мера", которой следует избегать, Юрий Лужков назвал возможной альтернативой создание дорогих автомобильных парковок.