10 февраля в Москве состоится заседание Совета министров Союзного государства России и Белоруссии, на котором планируется утвердить общий бюджет на 2004 год и рассмотреть соглашение о переходе на единую валюту. В пятницу белорусский премьер Сергей Сидорский заявил, что приедет на Совмин, только если в повестку заседания будут внесены предложения Белоруссии по переходу на рубль, а также не связанные с союзным строительством, но волнующие Минск вопросы поставок газа, электроэнергии и нефти. Российское правительство оставило братский ультиматум без ответа.
О сомнениях относительно своего участия в заседании Совмина Сергей Сидорский заявил в Минске на встрече с госсекретарем Союзного государства Павлом Бородиным. Г-н Сидорский сообщил г-ну Бородину о том, что он направил в наше правительство пакет соглашений по введению в Белоруссии российского рубля с 2005 года. "Если Россия согласна обсуждать эти вопросы, мы готовы участвовать в заседании Совмина", - цитирует Сидорского "Прайм-ТАСС".
Февраль - крайний срок, когда Россия и Белоруссия могут подписать соглашение о переходе на единую валюту с 2005 года. В противном случае у правительств и Центробанков не останется времени на подготовительную работу, и валютный союз придется отложить до 2006 года. К такому развитию событий в Москве стали готовиться осенью прошлого года, после того как президент Белоруссии Александр Лукашенко неожиданно усомнился в необходимости перехода на общую валюту, а правительство Белоруссии потребовало компенсировать потери своей экономики в размере $2 млрд. Михаил Касьянов на это ответил, что "наш рубль - благо, а за благо не приплачивают".
За прошедшее время позиция белорусов принципиально не изменилась. 13 января на встрече Касьянова с Сидорским вопрос о единой валюте даже не обсуждался. Между тем от решения, которое примет Совмин, зависят сроки и сам факт проведения Высшего госсовета Союзного государства с участием Владимира Путина и Александра Лукашенко. Ранее планировалось, что Госсовет пройдет в феврале и на нем подпишут соглашения о переходе на единую валюту с 2005 года.
Но для Белоруссии переход на рубль сегодня не главная проблема. Сидорский попросил Бородина проинформировать Михаила Касьянова еще о трех пунктах, которые он желает видеть в повестке заседания Совмина - неприемлемые, с точки зрения белорусской стороны, условия поставок российского газа, нефти и электроэнергии. Формально с союзным строительством эти вопросы не связаны, но от их скорейшего разрешения зависит будущее двусторонних отношений и жизнеспособность экономики Белоруссии.
Основная проблема - конфликт вокруг поставок газа и совместного газотранспортного предприятия. Отказавшись принять российские условия создания СП, власти Белоруссии лишили страну дешевого газа, поставив ее на грань топливного и бюджетного кризисов.
По межправительственному соглашению 2002 года российское правительство рекомендовало "Газпрому" продавать Белоруссии газ по внутренней цене - около $30 за тыс. кубометров. Непременное условие льготных поставок - создание СП по использованию газотранспортной системы Белоруссии на базе Белтрансгаза. Но власти Белоруссии и менеджмент "Газпрома" разошлись в оценках стоимости компании. Лукашенко заявил, что она стоит $5 млрд. "Газпром" оценил Белтрансгаз в $580 млн и потребовал себе контрольный пакет.
В Минске пытались развести вопросы поставок газа и создания СП и требовали надавить на "Газпром". В Москве настаивали на том, что цена газа и приватизация Белтрансгаза - предмет одного соглашения, и объясняли, что в нашей стране государство не вправе вмешиваться в споры хозяйствующих субъектов.
С 1 января "Газпром" прекратил поставки газа и предложил Белоруссии контракт исходя из цен, действующих для Украины, - $50 за тыс. кубометров. Минск от таких условий отказался - в бюджете Белоруссии предусмотрены расходы на покупку газа по цене $36 за тыс. кубометров. 22 января "Газпром" заявил, что с 24 января перекроет поставки газа в Белоруссию независимых производителей "Литеры" и Транс-Нафты", поскольку Белоруссия не перезаключила с ними контракты и осуществляет несанкционированный отбор газа.
После нескольких звонков Лукашенко Путину и заявлений Путина о том, что он не в праве вмешиваться в деятельность коммерческих компаний, Белоруссия получила отсрочку до конца февраля и обещание российского президента предоставить кредит на покупку газа у независимых производителей, пока не будет достигнута договоренность с "Газпромом".
"Итера" и "Транс-Нафта" продают газ по цене около $46 за тыс. кубометров и способны покрыть не более 25% потребностей страны. По оценкам экспертов, к концу месяца в Белоруссии могут начаться проблемы с энергоснабжением.
По словам Сидорского, на днях им было получено письмо от главы "Газпрома" Алексея Миллера, в котором он настаивает на цене в $50 за тыс. кубометров и отказывается поднять плату за транзит газа по белорусской территории.
В российском правительстве отказались комментировать заявления Сергея Сидорского. В кремлевских кругах объяснили, что ответы на выпады подобного рода только усложнят положение. "Газовая атака" из Москвы и собственное упрямство загнали в угол власти Белоруссии. Зная импульсивный характер и непредсказуемость действий белорусского лидера, в Кремле хотят, чтобы союзник с достоинством вышел из сложившейся ситуации. Энергетический и политический кризис в Белоруссии совсем не в интересах России.