Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Объявлен конкурс, призывающий музеи к новой жизни

Благотворительный фонд Владимира Потанина и Министерство культуры объявили всероссийский конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире". В нем могут участвовать все российские государственные и негосударственные музеи и музейные организации. Общий грантовый фонд конкурса 165 тыс. долларов. Цель конкурса пресс-релиз сухо формулирует так: "Конкурс ориентирован на поддержку и продвижение лучших проектов и менеджерских решений в музейном деле, которые способствуют активному развитию социокультурной сферы и экономике регионов, а также стимулируют рост профессионализма всего музейного сообщества в целом"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Благотворительный фонд Владимира Потанина и Министерство культуры объявили всероссийский конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире". В нем могут участвовать все российские государственные и негосударственные музеи и музейные организации. Общий грантовый фонд конкурса 165 тыс. долларов. Цель конкурса пресс-релиз сухо формулирует так: "Конкурс ориентирован на поддержку и продвижение лучших проектов и менеджерских решений в музейном деле, которые способствуют активному развитию социокультурной сферы и экономике регионов, а также стимулируют рост профессионализма всего музейного сообщества в целом". (Эмоциональнее и проще о задачах конкурса высказались члены его жюри, слова которых я привожу в конце этого текста.) Заявки принимаются по пяти номинациям: "Музей и туризм", "Музей и новые образовательные программы", "Партнерские проекты", "Социальные сервисы для людей с ограниченными возможностями", "Управленческие инновации в музейном деле". Только несведущим кажется, что главная беда отечественных музеев - плохое финансирование и мизерные зарплаты сотрудников. Эти беды есть, но справляться с ними - дело государства в лице Министерства культуры. Существуют проблемы, с которыми музеи должны справляться сами, просто потому, что никто кроме самого музейного сообщества некоторые задачи за них не только не решит, но и не поставит. Главная из них - какими музеи должны быть сегодня (тут, надо сказать, название конкурса выбрано очень точно), чтобы, попросту говоря, не стать кладбищами культурных ценностей, пусть и активно посещаемыми. Для этого необходимы, как сейчас принято говорить, новые стратегии и менеджмент, соответствующие нашему времени. В 90-х годах существенную поддержку российским музеям, особенно провинциальным, оказывал Фонд Сороса. Работники многих российских музеев научились писать заявки на соросовские гранты. Это отчасти настораживает организаторов "Меняющегося музея в меняющемся мире", они хотят создать равные условия для всех участников. Отсюда сложная структура конкурса: авторы отобранных на первом этапе заявок собираются на семинар, где участвуют в мастер-классах и получают профессиональные консультации по доработке проектов. В июне этого года избранные проектные решения будут представлены на Ярмарке музеев и музейных проектов, и там путем открытого голосования жюри присудит гранты (25 тыс. долларов каждый) победителям, которые и должны будут реализовывать свои идеи. "Музеи должны понимать современного зрителя" Наталия САМОЙЛЕНКО, заместитель генерального директора Благотворительного фонда Владимира Потанина: Музей - учреждение, которое должно хранить и охранять культурные ценности, и музейный работник прежде всего думает именно о сохранности наследия. Но, кажется, Гете говорил, что искусство умирает, когда исчезает чувство прекрасного, когда исчезает интерес к искусству. То есть все памятники прошлого живут только благодаря интересу, который к ним проявляет общество. Сколько существуют музеи, столько и существует дискуссия - живое это учреждение или кладбище искусства. Я думаю, что для музеев важна не только функция хранения, но и пропаганда в самом широком и хорошем смысле этого слова. Музейные сотрудники должны понимать современного зрителя и должны найти язык, на котором надо донести до него подлинное значение прошлого. Для меня больная тема, что книжные магазины заполонили книги Фоменко и его школы, думаю, они популярны так оттого, что ни авторы этих книг, ни их читатели не имели живого опыта непосредственного общения с памятниками. Прошлое подменяется фантазиями, а потом этими фантазиями уничтожается. Мы хотим, чтобы в нашем проекте появились новые формы общения с публикой, чтобы люди разных городов научились гордиться тем замечательным, что в их городах существует. И еще меня волнуют новые образовательные программы. Я искренне хочу, чтобы в наших музеях была атмосфера Лондонской национальной галереи, где в будни в каждом зале много детей с живым интересом в глазах. "Нет новых идей, мы донашиваем дедовские" Геннадий ВДОВИН, директор московского музея-усадьбы "Останкино": По большому счету, с точки зрения стратегии, конкурс должен способствовать преодолению музейного кризиса, который ощущается не только у нас, но и в мире. Отсутствуют свежие идеи, тиражируются одни и те же рецепты. Новым словом считается активная работа с населением, которая была придумана в 10-х годах прошлого века, или музейная торговля, а первый музейный магазин был устроен в мюнхенской Пинакотеке еще в 40-х годах позапрошлого века. Нет новых идей, мы донашиваем оставшиеся нам от дедов. Может быть, публика этого еще не замечает. Конечно, хорошо, если пока она этого не замечает. "Надо пытаться выйти за рамки рутины" Михаил ГНЕДОВСКИЙ, директор Института культурной политики: Конкурс продолжает соросовскую линию работы с музеями, отечественная благотворительность принимает эту эстафету. Когда Фонд Сороса прекратил у нас свою работу, проектная деятельность учреждений культуры пошла на спад. Ведь государство поддерживает в основном текущую, рутинную деятельность музеев. Этот конкурс - первый масштабный прецедент. Он всероссийский, у него серьезный бюджет, соизмеримый с бюджетом соросовских проектов, и он должен стимулировать инициативы, выходящие за рамки культурной рутины. Так сложилось, что музейный мир активнее, чем другие сектора культуры, освоил проектные методы работы - искал новые формы общения, партнерства, пытался выйти за рамки привычных технологий и повседневных задач. И пусть это продолжается.
Комментарии
Прямой эфир